16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
08:31, 15.09.2016

«Кино становится забавой»

/ Культура

Специально для читателей «Маяка» уроженка Вязников, известный звукооператор Маргарита Томилова раскрыла  секреты своей работы

Летом в Вязниковском историко-художественном музее открылась выставка, посвящённая Году российского кино. Среди её экспонатов есть стенд, где представлены портреты артистов — выходцев из Вязников. И здесь, среди всем знакомых лиц, полной неожиданностью для меня стала фотография Маргариты Томиловой. Под портретом стояла подпись – звукооператор, член Союза кинематографистов РФ — следовал длинный список фильмов – игровых и анимационных, над которыми Маргарита Борисовна работала на Свердловской киностудии…
Так началась история нашего знакомства. Мы связались с киностудией, где нам дали контакты Маргариты Борисовны, живущей сейчас в Екатеринбурге. Общаться решили по «Скайпу».
…В Вязниках семья Риты жила на улице III-го Интернационала, ныне это улица Благовещенская. Родители работали в текстильной промышленности, дочь училась в школе №3 имени В.И.Ленина. Девочке легко давались как точные, так и гуманитарные дисциплины.
В послевоенные годы, как вспоминает Маргарита Борисовна, увлечение киноискусством было повальным. В городах один за другим открывались кинотеатры, на новый фильм ходили не то что всей семьей, а целой улицей. Имена киноактёров знали наизусть, а популярным хобби того времени было коллекционирование открыток артистов.
В старших классах Маргарита долго сомневалась, какую же стезю ей выбрать в жизни – техническую или гуманитарную. Решила поступать в архитектурный институт, чтобы строить тоннели. Но родители посоветовали дочери выбрать профессию «более женскую». Тогда, порывшись в справочнике вузов, девушка остановилась на Ленинградском институте киноинженеров. Она решила, что «инженеры» и «кино» удовлетворяют как гуманитарным, так и техническим сторонам её натуры.
Так вязниковская школьница стала студенткой электротехнического факультета, который успешно окончила в 1956 году по специальности «звукоинженер, инженер записи и воспроизведения звука».
— Конечно, мы все хотели работать на киностудиях, но попасть туда было практически невозможно, — рассказывает Маргарита Борисовна. – У меня же всё получилось совершенно случайно. Я подписала направление в Переславль-Залесский, где собиралась преподавать в местном техникуме. Но, не дождавшись подъёмных денег, поехала в Москву, в министерство, разбираться, что к чему.
И тут в дело вмешался его величество случай. Нужный чиновник был в отпуске, а другой поинтересовался у девушки, неужели она действительно хочет преподавать. Молодой звукоинженер честно призналась, что мечтает работать на киностудии. Ей и предложили работу в Свердловске, где как раз расширялась киностудия, которой были нужны молодые специалисты.

На съёмках фильма «Однажды летом», 1960 год.
На съёмках фильма «Однажды летом», 1960 год.

В те годы Свердловская киностудия специализировалась на выпуске документальных и научно-популярных фильмов. Вязниковцы постарше вспомнят, что в советское время документальные и научно-популярные фильмы ежедневно показывали по телевидению, они же предваряли любой показ в кинотеатрах.
…Молодому звукооператору дали несколько дней, чтобы познакомиться со студией, изучить аппаратуру. А затем предложили попробовать себя в работе «на хронике», звукооператором документальных фильмов.
— На съёмки обычно выезжали группой – оператор, администратор, звукооператор. Если съёмки предстояли сложные, то с нами ехали ещё редактор и режиссёр, — вспоминает Маргарита Томилова. – Один только магнитофон у меня весил порядка 60 килограммов, плюс стойки, микрофоны, так что тяжело было в буквальном смысле. Записать качественно звук – ещё тяжелее. К примеру, пишем сюжет на заводе, в листопрокатном цехе. Там грохот такой стоит, что человеческую речь практически не слышно. И вот надо микрофон так поставить, чтобы шум станков не заглушил интервью. Сделать это было почти невозможно, микрофон на стойке «ловил и писал» все имеющиеся звуки (микрофоны-петлички, которые крепятся к одежде интервьюера, появились значительно позже. — Прим. автора). И всё же мы ухитрялись делать всё, как надо. Затем материал привозили на студию, копировали на перфорированную плёнку, обрабатывали для монтажа. Уже потом посредством синхронизатора и определённых протяжек запись звука синхронно подкладывалась к изображению.
— Профессия была интересной, творческой, престижной. В неё можно было уйти с головой, — признаётся Маргарита Борисовна. – Что мы и делали.

Окончательное сведение фонограмм фильма «Подданные революции», 1988 год.
Окончательное сведение фонограмм фильма «Подданные революции», 1988 год.

В муках и радостях творчества прошли ещё несколько лет. Здесь же, в Свердловске, Маргарита встретила свою любовь, вышла замуж. В молодой семье подрастали двое сыновей. На работе тоже всё складывалось удачно. Целеустремлённая, активная и увлечённая девушка-звукооператор пользовалась на студии уважением. Зная её скрупулёзность в работе, ей доверяли важные и сложные проекты.
А тем временем на Свердловской киностудии стали снимать художественные фильмы. Первым был «Очередной рейс». Звукорежиссёром кинокартины стал известнейший в то время специалист, мастер своего дела Евгений Никольский. Говорят, он был так хорош, что все режиссёры хотели работать именно с ним. И Евгению Васильевичу часто приходилось разрываться между съёмками нескольких картин. В один из таких периодов он назначил звукооператора Маргариту Томилову своим ассистентом. И когда на натурных съёмках мэтр «сбегАл» на другой фильм, ему было на кого оставить своё звуковое детище.
— В таких ситуациях моей задачей было записать черновую фонограмму и все шумы к фильму, — вспоминает с улыбкой собеседница. – Черновая фонограмма — это когда во время съёмок пишется весь звук, всё, что происходит на площадке — и реплики актёров, и все шумы вокруг. Вот если вы сегодня смотрите какой-нибудь современный сериал и с трудом понимаете, что говорят актёры, то это и есть пример использования черновой фонограммы. Записать её достаточно просто. А вот писать шумы – очень непростое занятие. Каждый шум пишется отдельно. Представьте, в фильме «Очередной рейс» мимо героя проезжает машина, к примеру, ЗИС. Значит, я должна записать полный набор шумов по этой машине. Например, пишу звук, как машина проходит мимо меня быстро, затем пишу, когда она едет медленно, приближается, удаляется, трогается с места, заводится мотор, хлопает дверца и так далее. Работаю сначала на месте, потом — на расстоянии от «персонажа». То есть, если машина снимается в фильме, все данные по ней должны быть в багаже моей фонограммы. Подобным образом пишется каждый «персонаж» — лошадь, телега, толпа… Однажды даже записывали звук слетевшей с ветки дерева птицы.

Работа на натурных съемках.
Работа на натурных съемках.

Первой самостоятельной работой звукорежиссёра Маргариты Томиловой стал фильм «Трембита».
— Сейчас, когда его смотрю, ловлю себя на мысли, что вот здесь бы сделала по-другому, и тут бы надо иначе…
Потом были ещё более 40 игровых и анимационных фильмов. На вопрос, над чем проще работать, Маргарита Борисовна отвечает, что всё зависит от человека, от того, насколько тщательно он выполняет свою работу.
— Когда получаешь режиссёрский сценарий, в нём всё расписано по метражу. И тогда я сама по каждому эпизоду начинаю составлять звуковую экспликацию – по музыке, по фоновым шумам, по синхронным шумам, по репликам, по акцентам и так далее. Получаются огромные наложения. При работе над художественным фильмом «Первые на Луне», например, делали порядка 100 звуковых дорожек.
…Наш интернет-разговор длился несколько часов. Ярко, увлечённо, со знанием дела Маргарита Борисовна посвящала нас в тайны своей профессии. Раскрыла и несколько секретов. Оказывается, звуки при записи частенько меняют своё звучание. К примеру, звук переворачиваемых бумажных страниц на записи будет звучать как железо. Звукооператорам приходится идти на хитрости. В данном случае, чтобы добиться наиболее близкого звучания к реальному звуку, бумагу смачивают. Если в фильме есть драка, то её звуки уже на студии имитируют ударами по мясу или капусте.
— Также есть специальные группы шумовиков – это звукооформители. Им в буквальном смысле приходится придумывать, как сделать тот или иной звук. У нас по шумам была очень сложной картина «Первые на Луне». Там было много комбинированных съёмок, в которых использовались муляжи из папье-маше или дерева, а звуки нужны были реальные. Мы их придумывали – как открываются двери ракеты, как они разъезжаются, как скрипят, как стукаются. Если шумовики опытные, то они отлично всё придумают, а затем и сделают. Ещё на студии в полу есть люки, в которых насыпаны специальные дорожки – с гравием, песком, травой и другие. Их используют, когда надо записать фактуру тех или иных шагов…

Рабочий момент фильма "Скандальное происшествие в Брикмилле". 1980 год.
Рабочий момент фильма «Скандальное происшествие в Брикмилле». 1980 год.

Маргарита Борисовна рассказала, что черновую фонограмму, записанную во время натурных съемок, на студии тонируют. Это процесс перезаписи актёрских диалогов, которые были записаны на съёмочной площадке. Цель тонировки — исправить звуковые дефекты. Озвучка проводится в специальном помещении, где актёрам подаётся в наушники черновая фонограмма, они её слушают и произносят реплики с той же интонацией и так же синхронно. Режиссёр всё это тоже внимательно слушает и помогает актёрам, говорит, где надо сказать фразу или слово по-другому.
— Вот так мы раньше работали. Сейчас, я уверена, всё иначе. Сейчас отношение к звуку такое, что хоть за голову хватайся, — печально вздыхает звукорежиссёр. – Черновая фонограмма во многих сериалах выдаётся за чистовую. Сегодня я бы, наверное, и не пожелала кому-то заниматься этим делом, потому что качество работы ушло не на второй, а даже на третий план. Сегодня качественная, скрупулёзная фонограмма не востребована. Не сочтите за старческое брюзжание, но я пришла к выводу, что кино возвращается к тому, с чего оно начиналось – становится просто развлечением, забавой, аттракционом. В первых фильмах не было глубокого содержания, оно появилось позже при развитии киноискусства. Сейчас же кино – «посмотрел и забыл». Кинематограф, который тяготел к хорошей литературе, к хорошему содержанию, к хорошей актёрской игре, уходит…
Свой опыт, мастерство, видение дела Маргарита Томилова передала молодым. Пять лет она преподавала звукорежиссуру студентам местного университета. Сейчас мастер на заслуженном отдыхе. Помогает младшему сыну воспитывать внука и говорит, что любит смотреть кино как зритель. Любимые её режиссёры — Висконти и Пазолини.
— Я люблю кино. И с удовольствием смотрю как зритель, если фильм хороший. Если же вижу, что сделано плохо, что всё мне мешает, тогда «профессионал» берёт верх, — улыбается Маргарита Борисовна.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
08:33, 26.03.2024 0 комментариев
Для туристов и экскурсантов / Культура

В среду, 20 марта, Вязниковский район представил свой туристический потенциал на 30-й Международной выставке туризма и индустрии гостеприимства (MITT). Она проходила с 19 по 21 марта в Москве.


теги:
08:22, 26.03.2024 0 комментариев
Поэзия и песня высокой пробы / Культура

«На праздники, на праздники поеду в город Вязники…». Трогательной, лиричной и яркой получилась «Фатьяновская весна-2024». Музыкально-поэтический фестиваль прошёл в пятницу, 22 марта, в Городском центре культуры и отдыха «Спутник».


14:16, 21.03.2024 0 комментариев
Фестиваль соберёт ценителей творчества / Культура

Этот год ознаменован многими юбилейными датами, среди которых - 105-летие со дня рождения поэта Алексея Ивановича Фатьянова. Вязниковцы и все жители Владимирской области уже на протяжении многих лет живут с его именем, делают всё возможное, чтобы песенно-поэтическое наследие именитого автора не было забыто.


Архив блога