16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
09:39, 03.07.2018

Самый живой праздник лета

/ Эхо события

Неподалёку от Пировых Городищ, на территории располагавшегося в XII-XIII веках города Ярополча, во второй раз прошла реконструкция свадебного обряда «Хороводы древнего Ярополча». Самый живой праздник лета, как было заявлено на афишах, удался, а в Вязниках, кажется, зародилось самобытное торжество, способное составить конкуренцию суздальскому Дню огурца и купеческому празднику в Гороховце.

В прошлом году «Хороводы древнего Ярополча» посетили гости Фатьяновского праздника. В этот раз праздник был включён в культурную программу чемпионата мира по футболу, а его участниками стали вязниковцы и гости города. Среди последних, кстати говоря, оказались и иностранцы (аргентинцы). Впрочем, культурные различия не мешали им наслаждаться большим фольклорным действом наравне со всеми.

Пир пировать

В старину на свадьбу, как правило, собирались все жители деревни, а сам ритуал длился несколько дней. Масштабность обряда показывала кардинальные изменения, которые с этого момента приходят в жизнь молодожёнов. Торжество состояло из множества действий, каждое их которых имело глубокий смысл. Именно поэтому уместнее сказать, что свадьбу не справляли, а играли, словно театральную постановку, в которой были расписаны все роли. Сват или сваха, к примеру, выполняли функции современной тамады и были незаменимыми людьми на свадьбе, так как координировали весь ход праздника.

Свадебный пир – самая разудалая и захватывающая часть свадебного обряда. Именно она была выбрана в качестве объекта реконструкции. Застолье символизировало сближение двух родов. Совместное сидение за столом и употребление пищи объединяло две семьи и закрепляло новые родственные связи. Роль родственников как раз таки и выполнили гости праздника. Уже на входе, между двух валов, их встречали с песнями и одаривали венками из трав и полевых цветов.
— Мы приветствуем гостей из разных волостей! Милости просим, гости дорогие! Добро пожаловать к нам пир пировать, молодых величать! – призывно вещали свахи.
«Родственники молодых» прошли на территорию Ярополча, где возвышались шатры, укрывающие пока пустующие столы и покрытые домоткаными половиками лавки. Рядом разгорались угольные самовары, не уставали танцевать красны девицы в народных одеяниях.

— Давно не осталось и следа от древнего Ярополча, — проговорила сваха, — но, как и прежде, в благодатное время летнего июньского вечера, когда воздух напоен свежей горечью полыни и медовым запахом цветущих зареченских трав, на высоком холме ярополчского венца собрались парни и девушки венки плести, песни петь и хороводы водить. Глядишь, и выберет кто себе суженого за весёлыми игрищами!

Пока гости усаживались за стол, артисты танцевали и исполняли озорные частушки. Неторопливо на украшенной телеге подъехали молодые – Иван и Дарья или, как ласково называла их сваха, свет Дарьюшка да князь Иванушка. Полились величальные песни, расхваливающие жениха и невесту. К действу подключились родители жениха, кумовья и крёстные молодожёнов. Они вынесли сундуки с добром-приданым и каравай – обязательный элемент свадебного обряда. Каравайный обряд символизировал рождение новой жизни, достаток и плодовитость. Жених и невеста первыми пробовали каравай, затем делили его пополам и угощали всех участников обряда. Это означало закрепление родственного союза, признание общей доли и судьбы.

— Ты, жених, угощай свою будущую родню, а ты, невеста, угощай свою будущую родню! Ну а вы, гостьюшки, принимайте дары да роднитесь на долгие годы, на всю жизнь, навечно!
Обряд посыпания молодожёнов в несколько изменённом виде остаётся популярен и в наши дни. Девушки и парни встают в два ряда и посыпают молодых хмелем, зерном, деньгами, цветами, приговаривая: «Чтобы жили добром — посыпаем хмелем! Чтобы жили богато — посыпаем златом! Чтоб жилось сладко — цветов охапки!».
В этот день, кажется, все силы прилагались к тому, чтобы обеспечить супругам долгую и счастливую совместную жизнь. На это было направлено значительное количество обрядовых действий. Например, руки молодых связывали рушником, чтобы показать, что по жизни они теперь идут одной дорогой, рука об руку. В некоторых регионах, к слову, «связанные» молодожёны так и сидели за праздничным столом, помогая друг другу с трапезой.
Обряды перемежались с песнями и танцами. Большухи (распорядительницы застолья) почивали гостей ухой, картошкой, разносолами и вишнёвой наливкой.
— Ну, молодые, а сейчас принимайте подарок — венок из трав, и есть в нём два цветка: один – то синий, а другой – то красный. Но диво – выросли из стебля одного! Навек два этих цвета неразлучны. Угадали, как цветок зовётся? Правильно – Иван-да-Марья! Держите. Совет вам да любовь!
Венок, как символ земли, её жизненной силы — очередной обязательный элемент свадьбы. Замкнутый круг считался также признаком целомудрия, счастья, здоровья и служил образом вечной девичьей красоты.

Гой, Купала!

Гости ещё раз пожелали молодым счастья и направились на другую поляну, где началась магическая часть праздника – купальские гуляния.
— Ночь на Землю ложится, колдовские силы просыпаются! Ночь купальская начинается!
Празднование Купалы неразрывно связано с летним солнцестоянием – временем самого длинного дня и самой короткой ночи в году. Считалось, что силы природы в этот день достигают своего апогея. Знакомая многим легенда о цветущем папоротнике связана именно с этим днём. Женщины заготавливали на Купалу целебные травы, проводили очистительные обряды. Непременным атрибутом праздника был костёр. Согласно поверьям, огонь уносил с собой все печали и напасти, поэтому каждый старался что-то положить в костёр от себя. В Ярополче зрители бросали в пламя пучки травы и увядшие венки.

Как только огонь поугас, началось самое мощное обрядовое действо – прыжки через костёр. Девушки прыгали через него, чтобы защититься от сглаза и порчи. Пары перескакивали через огонь, держась за руки. Считалось, что если не разомкнуть ладони, то быть скорой свадьбе и долгой совместной жизни.
— Прыгайте через костёр, люди добрые! Огонь излечит любые хвори! Любое горюшко огонь развеет!
Костёр в Ярополче, кстати, получился довольно внушительных размеров, но смельчаков это не остановило. Парни и девушки, молодые и в летах неутомимо прыгали через огонь под одобрительные возгласы толпы.
— Ну что ж стоите, разинув рот, парни, ловите девок, которые любы и вместе прыгайте. Если прыгните, не разомкнув рук, – знать быть вам парой неразлучной! – подгоняла сваха молодые парочки.
Рискнувших на такой подвиг нашлось уже немного. Зато восторженно наблюдали зрители за завершающим моментом – скатыванием горящего колеса со склона горы. Этот ритуал означал, что солнце достигло своего пика и теперь начинает катиться вниз, к зиме.
— Пусть с этим колесом уйдут все наши невзгоды! – проводили коло участники обряда.

…Отзвучали песни, откружились хороводы Ярополча, но гости не спешили расходиться. Кто-то делился впечатлениями, кто-то наслаждался ароматом травяного чая, а кто-то задумчиво смотрел в зареченскую даль, в сторону заката, и только высшим силам было известно, какие мысли протекали в этот момент у него в голове…

ВАЖНО
«Хороводы древнего Ярополча» обязаны своим появлением многим людям. В их числе режиссёр Дома народного творчества Людмила Швец, директор МБУ «КДК» Светлана Рубцова, участники программы Екатерина Майорова, Екатерина Щенникова, Алла Солодова. Весомый вклад внесли участники театральной студии «Родничок» Дома народного творчества, народные ансамбли «Талица» (руководитель Людмила Швец), «Вишенье» (руководитель Любовь Лаптева), народный хор Песковского сельского дома культуры (руководитель Вера Тараканова), театр танца «Империя» (руководитель Татьяна Бабенко), ансамбль «Русский сувенир» (руководитель Ирина Корнилова), танцевальный коллектив «Преображение» Никологорского дома культуры (руководитель Елена Крупнова); музыканты Владимир Волков, Владимир Дементьев, Вадим Тимофеев, Александр Терентьев, Павел Кондратьев, Илья Карсаков, Денис Григорьев, Игорь Гусев.
Благодарность за участие в программе выражена жителю деревни Щекино Алексею Латышеву, жительнице деревни Ивановка Елене Черепковой, Наталье Александровне Трофимовой, мастерам Елене Лютиковой (п. Мстера), Ирине Портновой (ст. Мстера), Светлане Щеголевой (п. Октябрьский) и всем, кто принимал участие в подготовке и проведении программы.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + 16 =

Новости по теме

Архив новостей
11:10, 14.08.2018 0 комментариев
...А «дерево поколений» осталось на память / Эхо события

Накануне Фатьяновского праздника в Вязниковском доме-интернате для престарелых и инвалидов «Пансионат им. Е.П. Глинки» побывали участники Федерального агентства «Росмолодёжь», руководители волонтёрских движений из разных регионов России. В Вязники они приехали после завершения смены «Поколение доброй воли» на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме».


09:55, 14.08.2018 0 комментариев
Из полевого дневника отряда «Русь» / Эхо события

Для тех, кто выбрал путь воина, вдвойне важна духовная составляющая служения Отечеству. Вера придаёт солдату стойкость там, где для достижения цели необходимо покинуть зону комфорта, и уверенность в своём выборе там, где моральные принципы сталкиваются с мирскими интересами. Испокон веков православная вера поддерживала и укрепляла дух российского воинства, помогала преодолеть тяготы службы, вселяла твёрдость в отстаивании интересов народа. Она же может помочь и в борьбе с наркоманией, когда неокрепшую личность подростка легко вовлечь в сети зависимости, лишить сил и привести к гибели. На основе этого родилась идея проведения четырёхдневных православных военно-тактических учебных сборов курсантов отряда «Русь» ЦДОД.


автор: Е. Кривик
10:44, 7.08.2018 0 комментариев
Собаки и их люди / Эхо события

Одним из интересных событий праздничных дней стала «Выставка домашних питомцев», состоявшаяся 27 июля в Летнем парке. Она привлекла внимание многих горожан, особенно семей с детьми. И все, кто пришёл сюда летним вечерком, не пожалели.


Архив блога