В первую очередь, был проявлен интерес к тому, насколько законопослушны жители области и, в частности, вязниковцы – то есть, какова доля тех, кто оплачивает счёт, выставленный в квитанции, а кто — нет. Светлана Егоровна рассказала, что работа начиналась сложно. На апрельские и майские квитанции 2014 года «отреагировало» порядка 35% жителей. Но сегодня цифра выше – в среднем по области порядка 70%. А за апрель-май этого года сборы превысили 82%. В аутсайдерах – Александровский и Киржачский районы. Но и Вязниковский район не в передовиках. Средняя цифра по району – 57-58%. Разнобой по поселениям очень большой: МО «Город Вязники» — 52%, «посёлок Никологоры» – 81%, посёлок Мстёра — 71%, Октябрьское – 54%, Паустовское — 67%, Стёпанцевское — 78%, Сарыевское – 21%.
— Сначала люди писали нам, что просто не хотят платить. Сегодня они видят, что программа реализуется, и уже спрашивают, как «перенести» дом на более ранний срок, как погасить задолженность, можно ли сделать это в рассрочку, можно ли поменять виды капремонта. Для того, чтобы люди получали полную информацию, у нас есть сайт. И по уровню информированности населения мы заняли второе место среди региональных операторов страны.
Не секрет, что многие не хотят платить потому, что боятся не дожить до времени, когда придёт время капремонта – ведь программа рассчитана на 30 лет. Светлана Егоровна пояснила, что место дома в долгосрочной программе зависит от его жителей, от их взаимодействия с управляющей организацией, с администрацией муниципального образования. Действительно, изначально программа была сформирована не совсем корректно. Из-за того, что техническая документация была устаревшей, неполной, в первом варианте программы дома, требующие срочного ремонта, были отодвинуты на более поздний срок, а те, которые были отремонтированы по 185 ФЗ, оказались впереди.
Но программа актуализируется каждый год. И жители могут ежегодно до 31 марта обратиться в свою управляющую компанию или, если речь идёт о непосредственном управлении, в администрацию и заявить о том, что их дом необходимо ремонтировать раньше, чем указано в программе.
— Приглашайте управляющую организацию, независимых экспертов, составляйте акты, а на основании их – протоколы общего собрания собственников. Таким образом в долгосрочную программу можно внести корректировку. Но прошу обратить внимание, что на перенос капремонта на более ранний срок влияет и уровень собираемости денег. К сожалению, больше всего обычно возмущаются те, кто не платит. Надо сказать, что сейчас в Жилищный кодекс РФ вносятся изменения, и как один из вариантов рассматривается возможность перенесения на более поздний срок ремонта домов с низким уровнем оплаты.
Есть и такие жители, которые своё отрицательное отношение к платежу за капремонт объясняют тем, что якобы нет такого закона, обязывающего их платить пресловутые 6-50 за квадратный метр. У Светланы Горшковой на этот счет другое мнение. Требования Жилищного кодекса обязаны выполнять все граждане нашей страны. Именно в соответствии с ним был введён новый платёж, к которому нужно относиться так же, как к оплате коммунальных услуг.
Ещё одна категория неплательщиков – это те, кто полагает, что если они ни разу не заплатили по квитанции, следовательно, не заключён с Фондом и договор. А значит, и платить не надо. Светлана Горшкова здесь категорична: это не оправдание. Обязательное заключение договоров для физических лиц вообще скоро отменят – готовится такая поправка в Жилкодекс РФ.
Так что же всё-таки делать с неплательщиками? По словам С. Горшковой, к этой проблеме в Фонде подошли очень осторожно. В своё время база лицевых счетов формировалась сложно, собиралась из разных источников, было много вопросов по некорректным суммам из-за неточных данных о жилье. В таких случаях всё пересчитывали, приводили базу в порядок. И вот с апреля 2015 года Фонд решил начать работу с неплательщиками.
Было отправлено порядка 30 претензий. Из них 15 сразу же возымели эффект – платежи с этих адресов поступили. На остальных должников подали в суд, и в июле состоятся первые процессы. Люди должны понять, что легче заплатить по счёту – тем более, что, кроме оплаты по претензии (сейчас ежедневно их направляется 60), придётся ещё погасить судебные издержки и почтовые расходы. Если задолженность большая, то применяется рассрочка платежа. Нужно также помнить, что оплата капремонта засчитывается и при назначении жилищных субсидий.
Коснулась Светлана Горшкова и темы предаварийных домов, которых, к сожалению, много вошло в программу. Это часть домов блокированной застройки, которые не являются многоквартирными, и взнос за них платить не надо. Это также часть аварийных домов, и тех, что имеют высокую степень износа, – проводить здесь ремонт экономически нецелесообразно.
— Вместе с администрациями, с жителями, нужно определить, стоит такие дома ремонтировать или нет. Ведь на эти небольшие и малозаселённые дома нам приходится направлять серьёзные средства, которые могли бы пойти на многоквартирные дома. Сейчас принято решение – дома с очень большим износом перенести на более поздний срок ремонта. Администрация берёт их под особый контроль, чтобы хоть крыша не текла. А дальше надо смотреть.
В заключение С. Горшкова подняла ещё вопрос домов исторических, охраняемых. Их в областную программу вошло 186, много их в Вязниках. При проведении их капремонта вмешивается ещё одно законодательство – об охране объектов культурного наследия, когда особые требования предъявляются даже к ремонтируемым домам, находящимся просто в зоне объектов культнаследия.
В целом же, подчеркнула гостья, большинство людей поняло, что капремонт – дело серьёзное и важно участие каждого.
Комментарии