По ГОСТу
Прежде чем отправиться в путь, я внимательно изучил ГОСТ Р 52766-2007, в частности, пункт 4.5.1 – «Тротуары и пешеходные дорожки», регламентирующий элементы обустройства и общие требования к российским тротуарам. Особо заинтересовал тот факт, что «число полос движения пешеходов на тротуаре и пешеходной дорожке зависит от интенсивности пешеходного движения. При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы пик до 50 чел./ч тротуар может иметь одну полосу движения, до 1000 чел./ч — не менее двух полос движения. При интенсивности пешеходного движения более 1000 чел./ч число полос движения следует увеличивать на одну полосу движения на каждую тысячу человек».
Кроме того, в ГОСТе сказано, что «ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м». Пришлось запастись и рулеткой.
- В Вашингтоне и других американских городах по соображениям безопасности и техобслуживания, тротуары начали делать из резины. Резиновые плиты стоят в три раза дороже бетонных, однако они более долговечны, поскольку их не разрушают корни деревьев и на них не воздействуют низкие температуры. Кроме того, поглощающая удары поверхность удобна для ходьбы и не так травмоопасна.
- В Японии давно существуют и успешно функционируют тротуары с подогревом.
- В Китае появился первый в мире тротуар для пользователей смартфонов.
Пока не грянул гром
Думаю, вязниковец, передвигающийся преимущественно пешком, не понаслышке знающий городские тротуары и дороги, догадается, что рулетка мне так и не понадобилась. Скорее пригодилась бы лопата – проводить «археологические раскопки» в поисках некогда существовавших тротуаров. Так, на улице Мочалова с двусторонней застройкой остатки пешеходной дорожки можно увидеть разве что около детского сада. Похожая ситуация и на перпендикулярной ей улице Хорохонова, где тротуар есть лишь в середине улицы, а на самых опасных местах, например, возле поворота на стадион «Текстильщик», пешеходу «негде укрыться».
Впрочем, как сообщили в вязниковском отделении ГИБДД, дорожно-транспортных происшествий на тротуарах в последнее время не было. Не припомнили полицейские и аварий, причиной которых стало бы плохое состояние пешеходных дорожек.
Вместе с тем, отсутствие тротуара, огражденного от проезжей части бордюрным камнем или зелеными насаждениями, нарушает душевное спокойствие. Как говорится, все до поры до времени, особенно, если некоторые водители игнорируют даже оборудованные по всем правилам тротуары. В Вязниках автомобиль, «забравшийся» передними колесами на бордюр, — не редкость.
«Не занимались лет двадцать»
А ведь еще несколько лет назад пешеход мог свободно пройтись по Большой Московской (по обе стороны) – спуститься и подняться к Стеле, не переходя оживленную дорогу. Сегодня тротуар – только на одной стороне, а на противоположной – одно название, изрытое канавами и ямами.
Заведующий отделом городского хозяйства МКУ «Управление районного хозяйства» Александр Олимпиев в телефонном разговоре пояснил, что в нынешнем году на ремонт городских тротуаров денег нет. Все средства, запланированные на благоустройство и приведение в порядок вязниковской улично-дорожной сети, уже израсходованы. Единственный участок пешеходной дорожки протяженностью 230 метров будет отремонтирован на улице Физкультурной (м-н «Текмаш»).
— Сложно сказать, когда в Вязниках в последний раз восстанавливали тротуары, — заметил Александр Иванович. – Серьезно этим вопросом мы не занимались лет двадцать. Наверное, последний тротуар, отремонтированный за счет городского бюджета – тротуар по нечетной стороне улицы Советской, напротив бывшего кинотеатра.
Отсутствие средств на ремонт и строительство новых пешеходных дорожек понять можно. С другой стороны, их не пришлось бы искать в таком объеме, если поддерживать и приводить в порядок старые тротуары или хотя бы просто подметать. Десятилетия равнодушия делают свое дело – сегодня почти не догадаться, что кое-где, под слоем иголок и опавшей листвы, на дорожках Фатьяновского парка есть асфальт.
Зона комфорта
«Частники» ответственно подошли к вопросу безопасности своих клиентов. Самые ровные, аккуратные и ухоженные вязниковские тротуары примыкают к торговым центрам и магазинам. Причем здесь работы по благоустройству пешеходной зоны идут постоянно. Вот и сейчас напротив вязниковского автовокзала завершается укладка тротуарной плитки.
Комментарии