16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
09:36, 14.01.2016

Загадки автоспортивной истории

/ Спорт

О том, как первые российские гонщики в Монте-Карло и Вязники приезжали.

Среди гонщиков моментом зарождения в России автоспорта принято считать 11 октября 1898 года, когда под Петербургом стартовала «Зимняя гонка моторов». А годом позже состоялось первое настоящее ралли «Москва – Петербург». Именно ралли с их многокилометровыми дистанциями стали главной спортивной дисциплиной моторизированного россиянина, привыкшего к необъятным просторам нашей родины.

Большие гонки в Вязниках

Вязники своё первое большое ралли увидели в 1907 году. Во время трансконтинентальной гонки «Пекин – Париж» экипаж графа Сципионе Боргезе, выступавший на автомобиле марки «Итала», сделал достаточно длительную остановку в нашем городе.
— Суточный пробег в те времена редко превышал 200 километров, — рассказывает региональный представитель национальной сборной РФ по авторалли Андрей Чудаков. — В отличие от соперников, ехавших через Царицын и Рязань, граф выбрал путь через Нижний Новгород и Владимир. Вполне логично, что, отдохнув в Нижнем, следующую остановку экипаж должен был сделать во Владимире. Но он остановился в Вязниках, хотя машина была исправна и припасы загружены. Почему Сципионе, теряя время, решил посетить наш город – пока неизвестно. В некоторых зарубежных изданиях даже говорится, что он своей рукой в дорожную книгу вписал Вязники пунктом обязательной остановки.f003e438bd72

Эпоха «Руссо-Балтов»

Резкий подъём автоспорта в России начался в 1909 году, после начала выпуска автомобилей на русско-балтийском вагоноремонтном заводе (РБВЗ). «… Производство «Руссо-Балтов» стало первым важным шагом по созданию русской автомобильной промышленности. По объёмам производства РБВЗ превосходил такие известные заводы как «Альфа-Ромео», «Бугатти», «Воксхолл», «Прага»…» – писал в своих работах историк из США Д. Уэрри. А любители автоспорта отметили, что спортивный дебют «Руссо-Балта», состоявшийся в 1909 году на ралли Петербург–Рига–Петербург, оказался более чем удачным. В своей первой гонке новый русский автомобиль занял третье место.
Спустя два года гонщик и журналист А. П. Нагель, выступавший на автомобиле «Русско-Балтийский С24/30», стал победителем на ралли Петербург–Севастополь. С этого момента в российском автоспорте началась короткая, но яркая «Эпоха Руссо-Балтов», которую вполне справедливо назвать также «Эпохой Андрея Платоновича Нагеля».

Андрей Платонович Нагель
Андрей Платонович Нагель

22 января 1912 года состоялся дебют российских автомобилей на ралли «Монте-Карло». А. П. Нагель на «Русско-Балтийском С 24/55» занял девятое место (из 87 участников). Не попав в первую тройку, Нагель тем не менее стал одним из главных героев ралли – ему был вручён специальный приз «За выносливость и трудность пути», поскольку только к месту старта (от Петербурга до Монако) им было пройдено 3520 километров.
В этом же году Андрей Платонович сражался в международном ралли «Сан-Себастьян» в Испании, финишировав четвертым. На этот раз его путь от дома к месту старта составил 4492 километра.
А.П. Нагель совершил множество дальних автопробегов, среди которых – героический автопробег по Северной Африке, когда экипажу «Руссо-Балта» удалось посетить самые отдаленные уголки континента, жители которых до этого не видели не только автомобилей, но и белых людей.
За спортивные подвиги, принёсшие славу Отечеству, А. П. Нагель был награждён орденом Святой Анны III степени.

А.П. Нагель на своем Руссо Балте
А.П. Нагель на своем Руссо Балте

«Там завсегда господа останавливаются»

Прогнозируя дальнейшее развитие в России больших ралли, в 1913 году Нагель совершил рекогносцировочное обследование трассы гонок на Императорский приз.
— И тут снова загадка, — рассказывает Андрей Чудаков. — Выехав из Москвы, Нагель должен был сделать остановку во Владимире – те самые 200 километров, предельные для суточного пробега в те годы. Но экипаж упорно стремился в Вязники, куда приехал, по свидетельству очевидцев, «уже в сумерки и сильно уставшим…». Напарник А.П. Нагеля, полковник Василий Васильевич Гейман, в своей книге «По градам и весям родной земли» так описал это событие: «В Вязники мы приехали поздновато, что-то около девяти часов: перегон был довольно большой и с отъездом из Москвы немного задержались… Автомобиль наш, конечно, произвёл впечатление свалившегося с неба левиафана. Куча народа облепила машину со всех сторон, а мальчишки старались дотронуться пальцем либо до шины, либо до кожуха. Один прикоснулся к радиатору и отскочил в сторону.
— Вишь ты! Он горячий… Полегче, братцы.
Устрашающее впечатление дополнилось рёвом гудка. Гудок этот, действительно, отчаянный: сначала шип, предостерегающий, потом гневный, и всё заканчивается гневным хрюканьем. Я подхватил одного мальчугана, лет десяти, посмелее, и взял его на машину.
— Есть у вас тут какая-нибудь гостиница? Вали, — командуй дорогу!
— Есть, номера «Свет». Там завсегда господа останавливаются.
Наутро, зайдя в испорченный реставрацией собор и поклонившись местной чудотворной иконе Божьей Матери, мы отправились дальше, на Нижний Новгород…».

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
08:45, 11.04.2024 0 комментариев
Сборная района сформирована / Спорт

Своё мастерство показали юные каратисты. В воскресенье, 7 апреля, в спортивном зале «Спутника» спортивно-оздоровительный комплекс «Чемпион» провёл соревнования по киокусинкай в дисциплине «кёкусин-ката, кекусин-ката-группа». В них участвовали ребята в возрасте 8-9, 10-11, 12-13 и 14-15 лет. Все они сегодня занимаются под руководством тренера Аркадия Борисовича Майорова.


10:04, 4.04.2024 0 комментариев
Чемпионат завершился яркими матчами / Спорт

Состоялись решающие поединки чемпионата Вязниковского района по мини-футболу.


Архив блога