16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
10:04, 02.02.2016

Владислав Некосов: «Пора защитить авторов!»

/ Культура

Заслуженного художника России Владислава Некосова знают, наверное, все ценители лаковой миниатюрной живописи. Он обладатель многочисленных наград — от Ордена Дружбы до «Золотой короны» ювелиров России. Его работы хранятся в различных музеях и частных коллекциях. А еще он преподает, руководит хором и является почетным гражданином Мстеры.
С мастером мы договорились беседовать не столько о произошедшем в его жизни, сколько о взглядах художника на минувшее, настоящее и будущее.

Родом из детства

– Владислав Федорович, наиболее яркие детские воспоминания зачастую сопровождают нас всю жизнь. Что запомнилось Вам?

– Не зря говорят, что все мы родом из детства. Отца, который погиб на фронте, я не помнил, но в памяти отпечаталось, как мальчишкой бегал на станцию, встречал эшелоны солдат и глазами выискивал в толпе папу. В военное время было и холодно, и голодно. Безотцовщине приходилось туго. Хорошо, что природа наделила меня здоровьем и крепкими кулаками. Мог постоять за себя и за тех, кого обижали. Еще вспоминается, как с вечера мы, мальчишки, занимали очередь за хлебом. Брали стеганку или старое пальто, укладывались на мостке, где днем сидели торговки. Ждали до утра, когда подвезут хлеб. Сейчас понимаешь, что подобный детский «багаж» нас закалил и обогатил. Он дал возможность понять, что черное, а что белое.

– Каким было ощущение победы в Великой Отечественной войне?

– Его не передать. Мы, ребятишки, очень радовались. Правда, и на немецких пленных кричали. Помню, как в честь окончания войны гудела труба клееночной фабрики… Праздновал народ!

– Как Вы потянулись к искусству?

– Все получилось само собой. С первого класса стал оформлять школьные газеты. Бегал по выходным к родственникам — рисовал вместе с ними. Хорошие оценки воодушевляли. На экзамены в профтехшколу я пришел прямо с ночной рыбалки. Поступил неожиданно легко, хотя конкурс был 7 человек на место. Одним из самых ярких впечатлений студенчества стала поездка на целину в Казахстан. Какие там просторы! Как дышится! Но самое главное, за два с половиной месяца я заработал там тысячу трудодней. Позднее получил грамоту ЦК Компартии Казахастана. В целом я учился без натуги, да и в первые годы работы себя проявлял. Одно дело — писать «массовку», другое — создавать образцы. Сначала, конечно, мне дали копировать работы старых мастеров. Но для художественного совета одновременно подготовил свой рисуночек. Его утвердили. Через полмесяца я сделал работу «Пришла весна в мои края», которая затем уже служила образцом для других. И в тот же год меня послали в большую творческую командировку в Киев вместе со старыми мастерами.

Что спасло мстерян от голодной смерти

– В 1965 году Вы стали главным художником предприятия, но продолжали творить. Как удавалось совмещать?

– За годы сделал более 30 образцов. Впрочем, и жить художник, входящий в Союз художников СССР, мог достойно. Но непосредственно на фабрике нужно было делать план, нужна была выработка для соцсоревнования. И тогда по моей инициативе мы реализовали идею малосерийной творческой продукции. Она помогла вырасти целому поколению художников. Выглядел процесс так: каждый приносит на совет эскизы. Мы их утверждаем и даем тираж — например, десять штук. Это авторская серия, не массовка. Такой подход здорово помогал художникам самовыражаться. Нельзя забывать, что на предприятии художник — это работодатель! Он делает образцы, которые потом многократно повторяют другие.

– Согласны ли Вы с тем, что сегодня в творчестве нужно учитывать и интересы потребителей?

– А я скажу, как нынче их учитывают. Делают шкатулки в гаражах, возят их в клетчатых сумках автобусами в Москву и там продают. Или, допустим, был я в Бруклине и видел нашу мстерскую потребительскую продукцию по полтора доллара за штуку. Но, к сожалению, о качестве и настоящем мстерском искусстве говорить не приходится. С другой стороны, нужно честно признать: эта штамповка шкатулок в девяностые годы спасла население Мстеры и округи от голодной смерти. Ею занимались едва ли не все — от строителей до водителей, от учителей до медсестер. Это был наш «нефтяной фонтан».

О традициях и авторском праве

– Что нужно сделать для сохранения традиций мстерских художников?

– Вопрос на самом деле актуальный. Методы есть разные. Так, в Китае отобрали носителей традиций, дали им обеспечение, приставили к ним талантливых учеников. Так и передали мастерство молодому поколению.

– Носители традиций во Мстере есть. А молодежь? Что Вы о ней думаете как преподаватель Мстерского филиала лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова ФГБОУ высшего образования «Высшая школа народных искусств»?

– Есть талантливые ребята! Важно после окончания учебного заведения не уходить исключительно в работу «на поток». Чтобы чего-то достичь, нужно знать базу, жизнь и кропотливо трудиться. А еще — многим интересоваться, много читать, мыслить.

– Верно ли, что для передачи традиций нужно создать условия?

– Абсолютно точно! Знаете, в отдельных источниках рассказывается, что во времена иконописца Симона Ушакова (это 17 век) в наших местах работал один священник с двумя братьями и пятью зятьями. И сказано, что эти люди писали иконы и были «кормовыми». То есть находились на государственном содержании.

– Это, получается, некая форма госзаказа.

– Да, и госзаказ нужен. Сегодня тоже необходимо поддержать людей, мастеров, которые могут передать молодежи традиции. Кроме того, с помощью государственного заказа можно было бы пополнять коллекции музеев. В нынешние времена у музеев отсутствуют на это средства. Многие работы уходят в иностранные частные коллекции. Но и тут есть другая сторона медали: зачастую иностранцы готовы приобретать что-то в нашем стиле, но на свою тему. Например, покупают гномиков или какие-нибудь французские пасторали. Если брать шире, для дальнейшего развития лаковой миниатюры необходимо защитить авторское право художника. С 90-х годов художники Мстеры, Палеха и другие этого права лишились…

– К чему это приводит?

– Мою работу где-нибудь в других мастерских тиражируют, а потом продают иностранным туристам в столице. Могут на шкатулку свои инициалы поставить, а то и какую-то вымышленную фамилию. Настоящий автор работы при этом в тени и ничего не получает. Я такое видел сплошь и рядом. Почему-то в музыке авторское право действует: споешь на концертах чужую песню — будь добр перечислить автору определенную сумму. А в нашей сфере бардак.

– Какие шаги предпринимаются, чтобы изменить ситуацию с авторским правом?

– Несколько лет назад я по этому поводу выступал в Государственной Думе. Однако реальных подвижек, на мой взгляд, пока нет. Все это приводит к тому, что настоящие авторские работы никто не покупает — по понятным причинам они стоят дороже. Также ни копейки автор не получает и с сотен копий своей работы. Получал бы — мог бы на что-то существовать и развиваться дальше.

«Богом избранное место»

– Второй страстью своей жизни Вы считаете музыку, руководите хором…

– Я пою с детства. В разные времена играл в струнном и духовом оркестрах. Написал больше двух десятков песен. Что касается хора… Я все время выводил наш оркестр на демонстрации. А потом его в одночасье ликвидировали. Вообще не стало во Мстере музыки. Как-то смотрю, на 9 Мая у памятника выступает замечательный вязниковский коллектив. Думаю: докатились, некому у памятника выступить… Через год я вывел на праздник созданный хор «Ромодань». Эх, как мы пели «Прощание славянки»!

– Еще Вы – автор и гимна Мстеры и ее герба.

– Родные места вдохновляют! Здесь удивительная природа и атмосфера. Знаю, о чем говорю. С 14 лет увлекаюсь охотой, так что все в радиусе 20 километров исходил, на пузе проползал, всякую дичь бил. В Москве я больше трех дней не могу. Из зарубежной командировки не убежишь, но все равно домой тянет. В любимую Мстеру.

– Владислав Федорович, сегодня большое внимание во Владимирской области уделяется не только развитию промыслов, но и развитию туризма. А Мстера могла бы привлечь тысячи гостей. Каким бы Вы хотели видеть родной поселок в будущем?

– Великий Николай Рерих в свое время сказал, что Мстера — Богом избранное место. Мне же кажется, она стояла всегда. Что касается будущего, хочется видеть Мстеру ухоженной и чистой.

– Что Вы цените в людях? Можете назвать себя счастливым?

– Прежде всего, ценю порядочность. Очень больно, когда тебя предают. Могу назвать себя вполне счастливым человеком! Живу долго. Голова и руки работают, я востребован и продолжаю трудиться. Рядом со мной супруга Валентина Семеновна — тоже удивительно творческий человек. А несчастен тот, кто никому не нужен. Слава Богу, мне удалось избежать этой участи. Знаете, несколько лет назад у меня были проблемы с сердцем, лежал в больнице после операции. На соседней койке — бизнесмен из Петушков. Послушал парень мои рассказы, а потом и спрашивает: «Владислав Федорович, а когда же вы все успели?». Да вот как-то успевал! Жизнь провел в движении, без застоя.

DSC_0737

СТРОКИ БИОГРАФИИ
Владислав Некосов — заслуженный художник России, награжден Орденом Дружбы, медалью «За доблестный труд». Лауреат международной премии в ювелирном искусстве, обладатель золотой медали имени Сурикова. Родился в 1940 году. В 1959 году окончил Мстерскую художественную школу. В 1965 году стал главным художником фабрики «Пролетарское искусство». В 1992-2002 годах трудился главным художником завода «Мстерский ювелир». В 1997 году на международной выставке ювелирного искусства Некосов был удостоен золотой короны «Ювелир года». И это — лишь немногие достижения. На протяжении десятков лет Владислав Федорович ведет большую общественную работу, преподает.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
08:42, 11.04.2024 0 комментариев
«Свою Россию защищая» / Культура

Под таким названием в «Издательском Доме Николаевых» вышла брошюра стихов Галины Анатольевны Коханой. Она родом из Мстёры, а сейчас живёт в городе Трехгорный Челябинской области.


09:17, 9.04.2024 0 комментариев
Праздник творчества – в зале школы искусств / Культура

Яркий отчетный концерт подарил публике коллектив Детской школы искусств имени Льва Ивановича Ошанина.


08:56, 9.04.2024 0 комментариев
Да здравствует талант! / Культура

В пятницу, 5 апреля, вязниковцы чествовали местных работников культуры. Торжество, посвящённое их профессиональному празднику, состоялось в Городском центре культуры и отдыха «Спутник».


Архив блога