Вязниковская ВАШП
Вылеты на боевые задания были для нас, инструкторов, хорошей школой. Мы накапливали боевой опыт, который передавали потом курсантам в учебных полетах.
Вскоре после начала обороны Москвы на наш аэродром посадили два полка 6-го истребительного авиационного корпуса (ИАК). Один полк работал на Миг-3, другой – на И-16. Это внесло сложности в учебные полеты нашего отряда, да и от дежурства нас никто не освобождал. Весь август мы совмещали боевые и учебные полеты.
Помню 28 августа 1941 года. Дежурило наше звено. Вечером после очередного боевого вылета меня вызвал командир отряда:
— Бери УТ-2 и лети в Остафьево, вызывает начальник школы.
Прибыв в штаб, я отправился к начальству:
— Полетишь завтра в Вязники с командиром аэродрома капитаном Папелюком. Подберете площадку, пригодную для полетов на истребителях. Свяжетесь с городским руководством и решите вопрос о размещении и питании личного состава школы. Вылет — в 5 утра.
На вопрос: «А где эти Вязники?» – получил ответ:
— Где-то в направлении к Горькому, на карте найдешь. Документы получите утром.
На карте «десятиверстке» нашел точку возле синей извилистой линии. Прочитал названия, написанные мелким шрифтом, — «Вязники», «Клязьма». Проложил маршрут и на другой день полетел выполнять задание.
Подлетая к Вязникам, увидел севернее ж/д станции небольшое поле, на котором стояли три самолета Р-5. Сели. Оказалось, что это был аэродром местного аэроклуба. Лейтенант Егоров – летчик аэроклуба – предоставил грузовик, на котором мы поехали в город. Нас принял секретарь райкома ВКП(б) В.Г. Петров, решив все вопросы. Я улетел обратно в Остафьево, а комендант остался для обеспечения приема самолетов.
2 сентября 1941 года основной летный и технический состав школы перелетел в Вязники, перегнав все самолеты. Личный состав, курсанты и члены семей прибыли вскоре специальным эшелоном.
В первые дни штаб школы, курсанты и технический состав срочной службы были размещены в здании клуба фабрики им. Розы Люксембург, в поселке Нововязники. Учебный отдел занял 2-этажное деревянное здание Нововязниковской школы, а летный и командный состав был размещен в частных домах деревни Селищи и поселка Нововязники.
Аэродром клуба, получивший название «Северный», был мал и не обеспечивал безопасную работу на истребителях. Решением начальника школы мы заняли поле у деревни Сергеево, назвав этот аэродром «Южным». Своими силами выровняли поверхность поля и приступили к занятиям с курсантами.
С 15 сентября, согласно приказу командующего МВО №107065 от 10 сентября 1941 года, школа получает наименование «Вязниковская ВАШП».
В этот период резко осложнилась обстановка на фронтах. Немцы рвались к Москве. Начались налеты фашистских самолетов на Горький. Мы получили приказ вновь заступить на боевое дежурство. На этот раз дежурили по два летчика. Стоянку дежурных самолетов оборудовали на аэродроме «Северный». Вылетали на перехват фашистских самолетов по сообщениям с пункта воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Как правило, противник летал параллельно железной дороге, часов в 11-12 ночи. Это сильно осложняло поиск, но случалось, что мы их и перехватывали. А в районе Сеймы фашистов встречали самолеты ПВО Горького. Тогда враг, развернувшись, сбрасывал бомбы и уходил восвояси.
7 октября в состав школы влилась эскадрилья (полк) Серпуховской ВАШП. Два отряда этой школы работали на весьма устаревшей технике – самолетах И-15 бис. После слияния школ была проведена реорганизация летного состава. Были созданы две эскадрильи – по два отряда в каждой. Командиром 1-ой был назначен старший лейтенант И.П. Нещеретов, командиром второй – старший лейтенант П.А. Артемьев. Все летчики Серпуховской школы в короткий срок переучились на самолетах УТИ-4 и И-16, включились в интенсивную учебную работу и начали заступать на боевое дежурство.
Расширялась и сеть аэродромов. 1-ая эскадрилья работала на «Северном», «Южном» и «Медведевском» (в районе деревни Сергиевы-Горки). 2-ая – на полевых аэродромах у деревень Зарослово и Лопатино (недалеко от Мурома). С 1942 года нам передали аэродром «Паустово» с бетонированной взлетно-посадочной полосой, предназначавшейся для дальней бомбардировочной авиации. После контрнаступления наших войск под Москвой аэродром решили передать школе.
В конце 1942 года школа получила новые самолеты Ла-5. Курсантов после обучения на УТИ-4 и И-16 переводили на «Лавочкины». По окончании программы курсантам присваивали звание «младший лейтенант» и направляли на фронт. Из писем своих воспитанников мы узнавали, что, прибыв на передовую, они на второй или третий день после проверки их техники пилотирования вылетали на боевые задания.
(Окончание следует)
Комментарии