Аферисты становятся изобретательнее. В последнее время мошенники используют несколько схем, прикрываясь брендом Банка России.
Высокодоходный сертификат
Например, часто используется такая схема. Злоумышленники звонят потенциальным жертвам по телефону и предлагают приобрести «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России». Доверчивому инвестору требуется всего лишь перевести деньги на счет некоего «финансового представителя Банка России» — конечно же, вымышленного. Как только средства отправлены, связаться с этим «представителем» обычно уже невозможно.
ЗАПОМНИТЕ: Центральный банк не предоставляет услуг населению как клиентам — то есть, не принимает вклады, не выдаёт кредиты и, конечно, не распространяет подобные сертификаты.
Обмануться дважды
Почти каждый из нас или наших знакомых оказывался в ситуации, когда поддавшись на уговоры расторопных продавцов, покупал «чудо-таблетку» или «волшебный чай», спасающий от всех болезней. Но это может быть только началом обмана. Финансовые аферисты знают, как забраться в карман к одному клиенту дважды.
Продать «чудодейственную» пилюлю или «уникальный» прибор — это только первая часть мошеннической схемы. Спустя некоторое время с клиентом связываются злоумышленники, представляясь сотрудниками Банка России или его уполномоченными (адвокатами, судебными исполнителями и т.п.), и объясняют, что проданный товар был некачественным, прибор — опасным для здоровья. Казалось бы, справедливость восторжествовала: пострадавшему обещают солидную денежную компенсацию. Однако, чтобы получить её, нужно оплатить «налог» или «госпошлину». Часто злоумышленники направляют своим потенциальным жертвам даже копию паспорта адвоката, служебного удостоверения, судебного решения, исполнительного листа и других документов — естественно, все бумаги фальшивые. Некоторые мошенники успевают собрать несколько дополнительных «налоговых» платежей с одного клиента прежде, чем тот опомнится.
ЗАПОМНИТЕ: по законодательству Центральный банк Российской Федерации не осуществляет банковских операций с физическими лицами, в том числе не занимается выплатой компенсаций.
Ложная блокировка
Аферисты рассылают SMS-сообщения о том, что «ваша банковская карта заблокирована». При этом в строке «отправитель» может читаться текст, который созвучен наименованию Банка России: «Centrobank», ОАО «ЦБ», ОАО «БР». Это название вызывает доверие у граждан, что и требуется злоумышленникам. В сообщении обычно указывается телефонный номер, по которому просят перезвонить для уточнения информации. Набрав указанный номер, гражданин, сам того не подозревая, выходит на связь со злоумышленниками. Мошенники обычно просят сообщить данные банковской карты (номер карты, полные данные владельца, PIN-код, коды CVV2 или CVC2, указанные на обороте карты) — якобы для снятия блокировки. На самом же деле эти данные нужны, чтобы подобраться к счету жертвы. Бывает, что мошенники пытаются заманить владельца карты к банкомату, чтобы он осуществил там «разблокировку».
ЗАПОМНИТЕ: чтобы сохранить свой банковский счет в целости, ни в коем случае не надо перезванивать по телефону, который указан в сообщении о блокировке. Нужно набрать номер, указанный на самой банковской карте, и уточнить информацию о блокировке в банке, выпустившем карту. Помните: сотрудники банка никогда не требуют сообщить им PIN-код карты.
Комментарии