Раскидистая яблоня и десятки плодов под ней – увесистых, с осенним румянцем. Под соседней яблоней, уже засохшей, стоит старый покосившийся стул. Рядом — куст черноплодной рябины, который того и гляди окончательно завалится на забор. А на забор дунешь – рухнет.
То же самое на соседнем садовом участке. И на следующем. И так – до кромки леса. Но я помню времена, когда огромный автобус не мог за одну «ходку» привезти сюда всех желающих. А по осени уже отсюда, в город, увозили 5-7 «КамАЗов» картошки.
С тех пор прошло лет десять-двенадцать. Пару недель назад моя бабушка сказала, что тоже бросает огород.
— Будут силы – только клубнику обработаю – еще покушаем ягод. И всё, — выдохнула она.
Причин много. Во-первых, бабушке уже восемьдесят четыре. По улицам ходит с палочкой. Только на родном участке кладет её на лавочку и бодро шагает по межам, будто откуда-то из земли силы черпает. Ну, и мы, когда получается, помогаем. Многие из тех, что в 90-х годах начинали разрабатывать землю, выданную предприятием, уже умерли. А среди тех, кто помладше, не так много любителей повозиться в почве. Молодёжь же чаще рассматривает участок не как огород, а как дачу, площадку для отдыха. Пожарить шашлыки, в волейбол поиграть, соку берёзового набрать по весне.
Во-вторых, в свое время завод едва не развалился. Помощь своим дачникам тогда точно не была в числе приоритетов. Электричество к участкам так и не провели, да и нормального водопровода тут нет. Сложись обстоятельства иначе, может, и превратились бы огороды в уютные дачи – примеров-то хватает. Да что теперь говорить…
«Это только присказка — сказка впереди». То, что в-третьих, — самое удручающее. Знаю людей, уверенных в том, что воровство с огородов как явление осталось в прошлом. Ага, как же! В этом году у нас выдрали весь дайкон. Посадили грядку лука на зелень – успели вытащить 4 головки из 20-ти. Какие-то подонки обирали клубнику и другие ягоды, таскали огурцы, дёргали морковку. А 84-летняя пенсионерка устало прислонялась к двери домика и радовалась, что хоть какая-то морковь после инспекции неизвестных осталась на гряде.
Цензурно выражаясь, сложно подобрать определение этим людям без совести. По большей части, именно из-за них земля в одном конкретном месте теперь в режиме увядания. Я, конечно, радуюсь, что процветают огороды в частном секторе, где все посадки под окном, или в развитых садовых кооперативах с охраной и коммуникациями. Свидетельство тому – молоко, свойское куриное яйцо или мёд, которые иногда можно купить у знакомых и коллег. Но бабушке эта моя радость не поможет. Переживаю за одно: очень важно, чтобы она нашла, откуда теперь черпать силы. Раз из земли не зачерпнёшь.
Новости по теме
Архив новостей
Комментарии