Интернациональный симпозиум по керамике в Чанчуне – событие традиционное и ежегодное. Длится оно в течение нескольких месяцев — одна группа мастеров сменяет другую, в процессе общения и работы происходит обмен опытом, а внимательные китайцы наблюдают, всё записывают, всему учатся, привносят что-то своё и тем самым обогащают мировую культуру. Мероприятие проходит при поддержке правительства Китая, место проведения – Государственная галерея керамики, в коллекции которой находятся более 600 работ керамистов из 38 стран мира.
Дмитрий Мизинцев керамикой увлёкся сравнительно недавно – около двух лет назад. По словам мастера, долгое время он работал дизайнером в фирме «Аскона», но в один прекрасный момент вдруг понял, что помимо виртуальных вещей нужно создавать что-то материальное. Как пришло решение заняться именно глиной – сказать сложно, по специальности Дмитрий и вовсе физик-лазерщик (обучался в Ковровской государственной технологической академии). Искусство керамики пришлось постигать практически с нуля.
— Решил, если можно так выразиться, ощутить на своей спине полный комплекс проблем, — говорит Дмитрий Мизинцев. – Вначале была маленькая мастерская; недавно мы расширились, появились мастера. Изготавливаем декоративные предметы – вазы, подсвечники. Постоянно что-то придумываем, увеличиваем ассортимент. Вот, например, пробная партия керамических сувениров – магнитиков с владимирской белокаменной резьбой. Сбываем продукцию, в основном, через Интернет, где есть спецресурсы для людей, которые что-то делают своими руками. Впрочем, керамические изделия – это не продукты первой необходимости, не золотая жила. Это скорее занятость, а не бизнес.
О международном симпозиуме в Китае Дмитрий узнал от знакомой девушки, которая работает в Пекине. Мастер решил испытать судьбу, заполнил заявку, отправил восточным соседям фотографию декоративной керамической вазы (забегая вперёд, скажу, что сегодня эта ваза… да-да, находится в Государственной галерее керамики Китая!) Заявку вязниковца рассмотрели и мастера пригласили на симпозиум. Первый раз – на самолёте, первый раз – за границу… Отказываться от такого шанса Дмитрий не стал, оставив в стороне все сомнения.
Из дневника путешественника
Впечатления от своей поездки Дмитрий Мизинцев выложил на своей станице «ВКонтакте», так что любой может запросто зайти и «пережить» китайский вояж вместе с мастером. Достопримечательности, дороги, еда и цены, восточный менталитет и искусство – Дмитрий подробно описал самые разнообразные аспекты заграничной жизни, начиная с первого дня своего пребывания. Приведу лишь несколько строк.
«Итак, первый день в Китае. День на перелёты в счёт брать не будем. Сейчас в Галерее «русские недели» — приехали четыре человека из разных городов нашей страны (Санкт-Петербурга, Челябинска, Благовещенска, ну и я – из Вязников), а ещё один американец и китаец. Сегодня день, когда мастера и организаторы решают: какое произведение будет создано в течение рабочего времени. А времени как раз мало…
Вечером нас повезли на официальный приём в ресторан в китайском традиционном стиле Чанчуня. На мероприятии присутствовали керамисты, директор и управляющий Галереи керамики, председатель канцелярии иностранных дел Чанчуня, председатель канцелярии средств массовой информации и печати города. Небольшой зал с круглым столом по центру, живая музыка, много вкусной и неострой еды (я не гурман, но еда точно на высоком уровне). Ну и, конечно, китайская водка! Правда, в столь микроскопической посудинке (граммов 10-20), что организм не воспринимал её как алкоголь. Тем более при таком богатом столе. Китайцы очень гордятся своей водкой и налегают на неё будь здоров! И очень уж им нравится наша фраза «До дна!». Такой официальный приём, если честно, ввёл нас в культурный шок, а чувство собственной значимости зашкаливало.
На второй день после обеда к нам в мастерскую пришёл участник симпозиума — мастер Мао из провинции Юн Нань (на фото). В образе этого человека заключён весь Китай, а в его руках рождается великая история керамики и самой Поднебесной. Работы мастера поражают. Такую аккуратную и невесомую гончарную посуду трудно представить – как правило, гончары делают посуду толстостенной, а в этом случае она ничем не уступает фарфору или фаянсу. Со слов организаторов, мастер Мао – один из самых значимых керамистов современного Китая.
Работали до поздней ночи, с девяти утра и до победного. В 8 утра – завтрак, в 12 – обед, в 5 – ужин. Повторюсь: времени мало, поэтому стараемся успеть. Так как помимо того, что нужно изготовить две работы, необходимо ещё и два раза их обжечь, а на это требуется три дня. Мне нужно выполнить две работы – объект в виде полного тора в чёрно-красных тонах и настенное панно полутора.
Моя привезённая работа из России уже нашла своё место в Галерее керамики Чанчуня. Отлично смотрится на фоне красных полотен и портретов мастеров со всего мира. Кстати, это, наверное, единственное место в городе, где можно увидеть так много красного цвета. Перегиба в сторону Компартии в Китае нет. Флаги КНР я видел всего пару раз – на административных зданиях и на форме полицейского в парке.
Мастер Мао показывал искусство каллиграфии, причём не на бумаге, а на большом пласте красной глины. Это будет вывеска на входе галереи. Что касается моей работы – это ваза в кипящей чёрной глазури, с алыми рассечениями в керамической массе (на фото). Называется «Цветок папоротника», глазурь и техника изготовления – это моё небольшое ноу-хау. Хотя керамика изучается уже давно и имеет огромное количество вариаций, даже сейчас получается находить интересные решения. Вдвойне приятно, что теперь моя работа находится на родине фарфора, в стране с тысячелетней историей керамики».
Бесценный опыт
Интернациональная группа работала в Китае две недели. У каждого из мастеров были свои столы, за которыми они трудились с утра и до вечера, а в свободное время ездили по городу, посещали парки и музеи. «Русские работают допоздна», — говорили китайцы и уговаривали больше отдыхать. Были открытые дни, когда в Галерею керамики приходили студенты и школьники и смотрели, как работают гончары.
Преодолеть языковой барьер помогали два студента, которые таким образом проходили практику. Через них шло общение с организаторами симпозиума; иногда общались между собой на английском. В конце поездки, как рассказал Дмитрий Мизинцев, образовалась адская смесь русско-китайско-английского наречий.
— Мы учились, в первую очередь, друг у друга, — говорит вязниковец. – Кода рядом работают другие мастера – это здорово! Под крышей Галереи керамики находились мастерские, номера, в соседних помещениях – музей. Место это уникальное – своеобразное арт-общежитие.
Поездка в Китай для Дмитрия Мизинцева – толчок к развитию, бесценный опыт и осознание того, что он выбрал правильный путь. Мастер строит планы на будущее, один из которых – проводить мастер-классы для детей, с ранних лет приобщать молодёжь к этому искусству.
— Сегодня я понял, что эта работа – именно то, что мне нужно, — утверждает Дмитрий. – Нужно ощутить весь процесс – начиная от копания глины, разработки идеи и технологии производства, заканчивая фотографированием продукции, размещением её на интернет-сайтах и общением с покупателями. Конечно, в маленьком городе немногие верят в перспективу моей затеи – все ждут, когда кто-то придёт и откроет новый завод, кто-то даст какую-то работу. Но я уверен в правильности своего выбора.
Фото Д.Мизинцева.
Комментарии