За четыре часа, что шло заседание, кого только ни пришлось увидеть – и нерадивых мамаш, считающих своих детей помехой для ведения разгульного образа жизни; и подростков, в свои пока ещё незрелые годы пытающихся выглядеть по-взрослому с бутылкой пива в руках или с сигаретой в зубах в общественном месте; и их ровесников, либо распускающих кулаки по довольно незначительному поводу, либо пытавшихся вынести из сетевого магазина то бутылку дорогого коньяка, то какую-нибудь шоколадку… Повестками были приглашены и две сестры, живущие в одном из посёлков района, – Наталья и Анна. У первой — трое несовершеннолетних детей: шести, неполных восьми и семнадцати лет. У второй — дочка, которой вот-вот исполнится три года. Женщины живут в одном доме. Время от времени здесь можно увидеть сожителя Натальи, который возвращается из другого города после завершения очередного строительного цикла. А в остальном на каждую из них можно дать одну и ту же характеристику: злоупотребляет спиртными напитками, ведёт аморальный образ жизни, не создаёт условий для жизни ребёнка (детей), нигде не работает, дома антисанитария, минимальное количество продуктов. Обе вызываются на комиссию с завидной регулярностью. Но картина увиденного во время рейдов в их доме, зафиксированная в постановлениях (на Анну их, например, шесть), практически не меняется. Причём каждый раз нарушительницы объясняют грязь в доме отсутствием воды.
Вот к этим-то матерям, для которых разговоры о нормальном воспитании детей – пустой звук, мы и направились, поскольку «дамы» так и не явились на заседание. Но дверь в доме-развалюхе открыл сожитель Натальи, совсем не настроенный на то, чтобы вести беседы с гостями явно не из числа тех, что здесь принято встречать с распростёртыми объятиями. Сославшись на то, что он здесь не хозяин (по крайней мере, не прописан), а женщин нет дома (уехали к 10 часам, по их словам, на КДН), он категорически отказался пускать нас в дом. На пороге лежали небольшой топор и молоток, так что когда мужчина наконец освободил проход, угрожающе закричав при этом, мы даже на секунду замешкались: в гневе этот человек был страшен.
— Достали вы – заходите, смотрите. Есть у вас удостоверение? Вам не нравится, как я живу? Вы, как НКВДшники, налетели! Это работа, что ли – ходить, людям нервы трепать?..
Наконец мужчина успокоился, и ему объяснили, что для прекращения таких визитов со стороны органов профилактики его гражданская жена должна заниматься детьми. Младшая дочь – та вообще нуждается в особой заботе: как следует из постановлений КДН и ЗП, матери было рекомендовано обратиться с ней к психиатру, невропатологу и логопеду. Ребёнку явно не хватает общения, он несколько отстаёт в развитии, не разговаривает, присутствуют признаки аутизма… Нет изменений и в санитарных условиях – наводить порядок неработающим женщинам по-прежнему некогда. Вот и на этот раз куда-то уехали, сославшись на вызов на комиссию. А вот куда? Возвращаясь из рейда, мы встретили их на трассе…
Но до этого момента пришлось пообщаться с ещё одной местной жительницей. Нет, Мария не пьяница, и её семья даже не состоит в Едином банке данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях. По крайней мере, была снята с учёта в нём в марте 2016 года, простояв там четыре года. Но оставить без внимания эту «ячейку общества» по-прежнему нельзя, несмотря на то, что общаться с женщиной очень трудно, а порой и просто невозможно. В неполных 32 года Мария имеет 10 детей. Последний ребёнок появился на свет в июне этого года. В связи с этим событием многодетная мать наконец-то сочеталась браком со своим сожителем, от которого у неё и остальные 9 детей. Так что новорожденная записана уже на фамилию мужчины. Изменением своего статуса эта субтильная женщина, похоже, очень гордится. Только вот как 12 человек размещаются в одной комнате – загадка. Увидеть воочию не удаётся – демонстрировать свою «обитель» хозяйка не любит, так что разговариваем на улице.
Вообще-то у Марии есть материнский капитал, на средства которого она когда-то высказывала намерение улучшить жилищные условия, приобретя двухкомнатную квартиру. Но позже её планы поменялись, и она предпочитает ютиться с семьёй в однушке в ожидании того, что ей государство должно выделить ни много ни мало целый коттедж. По её мнению, она вполне достойна этого благодаря своей активной родовой деятельности, способствующей решению демографической проблемы… На этот раз Марии было рекомендовано отправить одного из мальчишек в лагерь «Сосновый бор». Поначалу женщина не возражала, потом начала сомневаться: «Хорошо ли там? Вдруг ему там не понравится?». И в конце концов, несмотря на убеждения участников рейда в обратном, перешла в наступление: «А, может, я не хочу его в «Сосновый бор»? Может, хочу в Ивановскую область, как другие?». По её словам, в августе прошлого года от какой-то многодетной матери она узнала, что дети той ездили в лагерь соседней области. На вопрос Екатерины Чибуновой, почему же Мария не написала заявление хотя бы весной этого года, был получен ответ: та женщина никуда не ходила, а путёвку ей будто бы прямо на дом привезли… В общем, если имеешь 10 детей, перед тобой все выплясывать должны – таково убеждение женщины. А ведь, учитывая её ещё довольно молодой возраст, можно ждать и пополнения – и немалого. Вырастут и запросы – как-никак, спасает страну от вымирания…
От общения с такими людьми могут остаться разве что неприятные впечатления. Узнав всё, что было нужно, мы с облегчением распрощались с этой женщиной, имеющей о себе, судя по всему, очень высокое представление, и направились к 31-летней Татьяне. У женщины трое детей – 2006-го, 2008-го и 2015-го годов рождения. В марте этого года мальчики были сняты с учёта в Едином банке данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях. Такое решение было принято потому, что дети воспитываются их отцом, с которым Татьяна в разводе. Свои родительские обязанности мужчина выполняет должным образом: обеспечивает детей одеждой и питанием, они учатся в школе. Помогают ему бабушка и дедушка мальчиков. А вот его бывшая жена нашла себе сожителя, родила от него ребёнка, и ситуация в этой семье не всегда стабильная.
Дочка уже успела побывать в Муромском доме ребёнка – по заявлению самой матери, в связи с трудной жизненной ситуацией. На какое-то время обстановка в семье изменилась в лучшую сторону: женщина даже была устроена техслужащей на «ОСВАР», не была замечена в пьянках. В июне 2017 года девочку разрешили вернуть в семью. Но, как говорится, недолго музыка играла. Согласно постановлению, вынесенному КДН и ЗП в ноябре 2017 года, ситуация в семье ухудшилась. При посещении было установлено, что женщина не работает, живёт пара на деньги сожителя, но тот склонен к употреблению спиртных напитков и бывает очень агрессивен – однажды на членов КДН кинулся с топором. К тому же в однокомнатной квартире, где всего лишь один диван, надолго «зависают» брат Татьяны и его сожительница, также водящие дружбу с «зелёным змием». В квартире при проверке было грязно и накурено. Татьяне было рекомендовано выйти на работу, навести порядок и не допускать нахождения в квартире посторонних людей.
Проверить, как обстоят дела в этой семье на сегодняшний день, нам не удалось – никого не было дома. Сожитель находился на вахте, женщина куда-то вышла. Как удалось узнать, из-за того, что временно отменён автобус, на котором Татьяна отвозила ребёнка в детсад, она сидит с малышом дома. На работу выйдет, когда автобусный рейс будет возобновлён. Брат с сожительницей съехал, но периодически в квартире сестры появляется. Участники рейда попросили соседей передать женщине, чтобы она свела общение с такими родственниками к минимуму. Пока ситуацию в этой семье можно считать более-менее стабильной. Тем не менее контроль будет продолжен.
В РЕЙД – С ОПАСНОСТЬЮ ДЛЯ ЖИЗНИ
/ ОбществоВ рейд по семьям района, находящимся либо в сложной жизненной ситуации, либо откровенно неблагополучным, мы отправились вместе с членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Екатериной Чибуновой и ведущим специалистом отдела опеки и попечительства управления образования Тамарой Волковой. Он состоялся сразу после заседания КДН.
Новости по теме
Архив новостейШколы Вязниковского района получат новые возможности для осуществления образовательного и воспитательного процессов. В следующем году в местных общеобразовательных организациях дополнительным оборудованием будут оснащены основные предметные кабинеты. Главная задача – дать педагогам и их воспитанникам «бонусные» возможности.
Государство системно поддерживает детей-сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей. В Вязниковском районе эта работа носит постоянный характер. Муниципалитет регулярно покупает для земляков жильё.
Комментарии