16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
08:45, 15.11.2018

Памяти художника и педагога

/ Общество

Жизненный и творческий путь Владимира Андреевича Куприянова

Владимир Андреевич Куприянов родился 10 ноября 1938 года в городе Рошале Московской области. С детства он любил природу, окружающий мир, ему нравилось рисовать. Поэтому в 1955 году В.А. Куприянов поступил в Мстёрскую художественную профтехшколу на живописное отделение. Миниатюрной живописи он учился у Екатерины Николаевны Зониной, впоследствии ставшей заслуженным художником России. Учёба была прервана службой в рядах Советской Армии (с 1957 по 1960 годы).


Вернувшись в Мстёру, В.А. Куприянов продолжил обучение у Н.Г. Дмитриева. С 1962 по 1965 годы Владимир Андреевич работал на фабрике «Пролетарское искусство». В бригаде трудились такие мастера, как А.Г. Суслова, Н.Н. Авдеева, А. Воронин, А. Фролов, Л.В. Козлова. Мстёрский пейзаж художники писали крепко, уверенно.
С 1965 по 1981 годы В.А. Куприянов работал в Мстёрской художественной профтехшколе мастером производственного обучения. У него было 4 выпуска учеников. Художник сам писал для студентов образцы. На втором курсе учил молодежь писать лики святых, а затем уже и ростовые фигуры. Учил основательно, сам садился к каждому и показывал последовательность написания. Среди его учеников – И.И. Юдина, В.Н. Лебедев, С. Овчинникова, А.А. Шемонаев, Е. Кирикова и многие другие.
Работая на фабрике «Пролетарское искусство» в перестроечный период, В.А. Куприянов экспериментировал по созданию новых форм предметов, используя и разные колористические решения. Так появились благородные темно-краплачные, зелёные и лазоревые шкатулки.
Владимир Андреевич много работал в области миниатюрного портрета. Сегодня его творения находятся в частных коллекциях и в нашей стране, и за рубежом. Одна из них – в семье Светланы Колесниковой в Мстёре.

В XIX веке Мстёра была самым крупным иконописным центром России. Поэтому не случайно, что в 1989 году, когда Россия праздновала 1000-летие крещения Руси, в Мстёре появились заказы на иконы. Начал писать иконы и Владимир Андреевич.
В.А. Куприянов писал аналойные иконы маслом. Образ Богородицы доминирует в творчестве художника-иконописца, так как иконы Божией Матери почитаются православными людьми, как величайшие святыни. Известно около 700 почитаемых икон Богородицы. Среди работ В.А. Куприянова есть иконы Божией Матери Казанской, Божией Матери Державной, Божией Матери Владимирской, Божией Матери Смоленской и другие.
Владимир Андреевич выбирал для композиционных решений классическое погрудное изображение образов. Он прекрасно изучил творчество ведущих Мстёрских иконников конца ХIХ — начала ХХ веков. Мстёрскую икону можно было узнать, например, по тушевке фона. И это наглядно видно в работах художника.
Например, на иконах Божией Матери Владимирской и Божией Матери Казанской присутствует холодный фон с плавными переходами; на иконе Божией Матери Державной – фон из бледно-оливкового переходит в охристый; Смоленская — выполнена на золотом фоне. Цветовая гамма во всех иконах строится на мягких пастельных тонах.
Цвет мафория в решении образа Божией Матери Державной – благородная мягкая киноварь. Сам плащ расписан тонким ромбовидным орнаментом с завитками. Богородица восседает на троне с Богомладенцем. Царица Небесная написана со знаками царственной власти: в красном мафории, с короной на голове, со скипетром и державой в руках. Поэтому икона и получила название Державной. В верхней части трон выполнен цветом ультрамарин и обрамлен охристой канвой, что выделяет образ Богородицы на первый план. Охристая канва трона является поддержкой скипетра и державы, решенных также в охристых тонах.
Необходимо отметить характерные черты икон В.А. Куприянова. Лики Богородицы и всех святых – светлые, с глубокими выразительными глазами. Нимбы и лузга выложены листовым сусальным золотом, что придаёт образам особую святость и благородство. Поля на всех иконах тёмно-умбристые. В решении лузги и полей используется чёткий геометрический орнамент.
В образе Божией Матери Смоленской В.А. Куприянов пытался сохранить лучшие традиции Мстёрских иконописцев XIX века, выполняя набивку золотом по краплачно-багряному цвету мафория. Края мафория заканчиваются золотой бахромой — знаком прославления Царицы Небесной. От образа Богородицы Казанской невозможно отвести взгляд. Лик удивляет проникновенностью и глубиной глаз, Богоматерь знает наперёд всё о всех. Мягкие ниспадающие с головы складки мафория придают образу особую лиричность.

Художником написаны иконы «Христос Вседержитель» (2014 – 2015 годы), «Святой целитель Пантелеймон» (2016 год), «Святой Николай Чудотворец» (2014 год). Все эти произведения говорят сами за себя. Художник прекрасно владел техникой масляной живописи, применяя декоративное решение в написании одежд и орнаментов на лузге.
Сохраняя традиции древнерусской масляной живописи XVIII века, В.А. Куприянов вносил в иконы много интересных колористических решений. Сотрудничая с иконописной мастерской «Артель «Художник», (руководитель – С.А. Колесникова), В.А. Куприянов зарекомендовал себя как скромный, эрудированный, высокообразованный, обязательный человек. Как педагог он воспитал не одно поколение художников. Среди его учеников – один из иконописцев современной Мстёры Алексей Шемонаев, по стопам которого уже работает его сын Илья Шемонаев, а также иконописцы, работающие в мастерской «Артель «Художник», — С. Макурин и другие.
До последнего рядом с художником была его супруга – Вера Макаровна Куприянова, работавшая в 1970 – 1980 годах главным инженером на фабрике «Детская игрушка».

10 ноября 2018 года Владимиру Андреевичу Куприянову исполнилось бы 80 лет. За день до юбилея он умер от двустороннего воспаления легких. Артель «Художник» (С.А. Колесникова), Мстёрский художественный музей (Е.А. Богунова), Мстёрский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова ВШНИ (П.В. Гусева), ПК ЦТММ (И.Б. Брюханова), художники и друзья выражают слова искренней скорби в связи с утратой.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
09:32, 14.03.2024 0 комментариев
Вязниковцы получают субсидии / Общество

На страницах газеты мы продолжаем рассказывать о различных мерах поддержки, которыми сегодня могут воспользоваться жители Вязниковского края. Направления самые разные. Категории получателей – тоже.


08:55, 14.03.2024 0 комментариев
В помощь будущим мамам / Общество

Один из инструментов поддержки материнства и детства – родовой сертификат. Этот документ предназначен для каждой беременной женщины. Родовой сертификат позволяет выбрать медицинскую организацию для родов, а также для наблюдения во время и после беременности. Электронный сертификат формируется при первом посещении женской консультации по месту жительства либо в роддоме. Его также может оформить детская поликлиника, где будут проводиться профилактические осмотры малыша


08:15, 14.03.2024 0 комментариев
«Наша цель – создание условий для процветания каждой семьи» / Общество

Губернатор Александр Авдеев представил Законодательному Собранию ежегодный отчёт о социально-экономическом развитии Владимирской области.


Архив блога