Сергей родился 11 сентября 1964 года в Вязниках, начальное образование получил в школе № 7, затем с переездом родителей в другой микрорайон перешел учиться в школу №11, а после 8 классов поступил в ГПТУ № 12, где выучился на сварщика. Успел перед армией с год поработать по специальности в УНР-2.
Осенью 1984 года парня призвали в армию. Попал служить на Украину, в Чернобыль-2. Его рота занималась обслуживанием мощной антенны, получавшей питание от энергоблоков Чернобыльской АЭС. Сергею на службе пригодилась его гражданская специальность, он был востребован как сварщик. Техника есть техника, случались и поломки. Работы Сергею иногда приходилось производить и в воде, и под напряжением, что позже сказалось на сердце.
Однажды на одной из газовых труб системы охлаждения появилась едва заметная трещина. Сначала утечку определили по запаху, потом с помощью приборов обнаружили и саму трещину. Была она нитевидной – заполненная газом труба шла поверху, чуть ли не под потолком. Гражданские сварщики работать не рискнули, и варить пришлось рядовому Сергею Осокину. Он забрался на верхотуру, оседлал трубу, которая к тому же вибрировала – компрессоры гнали по трубе газ, — и начал заваривать трещину. Важно было не прожечь стенку трубы. Он хладнокровно проварил коренной шов, положил поверх него второй. Работа была выполнена быстро и качественно, причем с немалым риском для жизни.
В ночь аварии на ЧАЭС Сергей Осокин был в наряде, дежурным по роте. Он вспоминает, что слышал взрыв и видел вспышку, как от молнии, потом долго еще было светло. «Утром роту подняли по тревоге, – вспоминает Сергей Владимирович. — Офицеры сообщили об аварии. Постельные принадлежности приказали свернуть, так как они вбирают радиацию. Все наши матрацы, одеяла и подушки погрузили на машину и увезли. Спать пришлось в одежде на голых сетках».
Роту разделили пополам. Одних отправили на разгрузку вагонов со свинцом в виде прямоугольных слитков и загрузку песка в парашюты – всё это потом сбрасывали с вертолетов в жерло реактора. Другие были задействованы в оцеплении при эвакуации жителей Чернобыля и Припяти. В первую очередь пропускали детей и женщин, как и положено, а потом уже остальных. Все это происходило в течение первых десяти дней после взрыва. Затем был получен приказ отправить солдат срочной службы в другие части.
Роту Сергея Осокина передислоцировали в Софрино, а его, как сварщика, направили в подмосковный Красногорск, где в воинской части произошла авария в газовой котельной. На её восстановлении он проработал оставшиеся полгода. Командир той части лично объявил нашему земляку благодарность и отправил его домой в первой же партии демобилизованных военнослужащих. Вернувшись на гражданку, Сергей пошёл работать в свою организацию, УНР-2, на прежнее место, и вновь трудился сварщиком.
В жизни Сергей Владимирович Осокин скромный, сдержанный и внутренне собранный человек. Он дважды отец и дедушка двух внучек, и это его главные жизненные награды. О других он и не думает. Было бы здоровье — сейчас это лучшее, на что может ещё расщедриться судьба.
Комментарии