24 октября мы отмечаем Собор преподобных оптинских старцев и всех святых, в Оптиной пустыни просиявших. Могу сказать, что это место оставляет глубокий след в душе каждого, кто там побывал. Впервые я посетила Оптину пустынь, уезжая в Иерусалим. Прожив большую часть жизни в далёкой Сибири, о пустыни изначально знала только по публикациям.
И вот, по промыслу Божию, я на этой святой земле. Здесь познаешь цену уединения и духовного тепла – в месте, где захоронены великие старцы и где льются слёзы умиления.
Но тёмные силы порой снова поднимают голову, чтобы убить нашу веру. Не могу не вспомнить страшную трагедию, произошедшую в пустыни в апреле 1993 года. Под утро Святого Воскресенья Христова, спустя несколько часов после торжественной пасхальной службы, совершилось страшное злодеяние. Ударами ножа были убиты три насельника монастыря – иеромонах Василий, иноки Трофим и Феропонт. Убегая, убийца бросил длинный окровавленный нож. На лезвии были выцарапаны слово «Сатана» и число «666».
Радость и горе в светлый праздник. Весть о страшной трагедии облетела всю Россию. Кем же были насельники, павшие в светлое Христово Воскресение? Каждому из них не было и сорока лет. Отец Василий – чистый, ищущий монах, отдававший Богу всего себя. Человек с редкими дарованиями. Он прекрасно служил службы. Как-то его спросили, чего бы он хотел больше всего на свете. Василий ответил: «Умереть на Пасху под звон колоколов».
Такое ощущение, что он как бы чувствовал своё пребывание на грешной земле временным. Вот как он писал:
«Покажи мне, Владыко, кончину мою,
Приоткрой и число уготованных дней.
Может, я устрашусь от того, что живу,
И никто не осилит боязни моей».
Известно, что тогда утром в 6 часов иноки Феропонт и Трофим находились на колокольне, совершая звон и возвещая людям праздничную весть. Сначала убийца расправился с Трофимом, потом с Феропонтом. Затем ударом ножа был убит и иеромонах Василий, шедший в скит.
Будучи в Оптиной пустыни, я встретилась с мамой Трофима матушкой Ниной. После трагедии она приехала в монастырь, оставшись здесь. Я спросила, что побудило её это сделать. Матушка ответила: «Я была далека от Бога, и лишь смерть любимого сына привела меня в монастырь». Женщина добавила, что, молясь за всех нас грешных, за своего сына, она ощущает спокойствие души и чувствует, что сын её – в самом светлом месте небесной обители. «Мне спокойно и тихо после молитв. За каждый прожитый день я благодарю Бога», — призналась мне матушка Нина.
…Оптина пустынь. Эти слова наполняют душу русского человека миром и покоем. Когда ночь заявляет о своих правах, и ты поздно возвращаешься с послушания, невольно бросаешь взгляд на три могилки. Какая-то неведомая сила влечёт к ним. Туда, где тепло горят лампадки, как бы говоря: «Мы с вами, мы всегда молимся за вас».
Монахиня Александра (Цейклина).
Комментарии