16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
09:06, 03.03.2020

Дочь защитника Москвы

/ Свидетели победы

На страницах «Маяка» мы публикуем рассказы о фронтовиках и тружениках тыла, детях войны и жителях блокадного Ленинграда. Словом, людях, которые своими глазами видели страшные годы, сполна хлебнули лиха Великой Отечественной и внесли свой вклад в общее дело Победы.

Наша землячка Тамара Сергеевна Малинкина родилась 14 октября 1930 года, и в год, когда началась Великая Оте­чественная война, ей исполнилось всего 11 лет. Вместе с папой, мамой и двумя сёстрами девочка жила в деревне Митинской, насчитывающей в то время несколько десятков домов.
— О том, что фашисты объявили нам войну, мы узнали в тот же день, рано утром, — вспоминает Тамара Сергеевна. – В деревне не было радио, но страшную весть нам принесли рабочие ночной смены фабрики в Холуе (ныне – деревня Октябрьская. – Прим. авт.). Все плакали. Некоторым мужчинам сразу принесли повестки и отправили на фронт. И так каждый день, пока всех из деревни не забрали.
Вскоре стали приходить похоронки. Отца Тамары Малинкиной призвали 10 сентября 1941 года, а убили 12 декабря 1941 года в ходе контрнаступления советских войск под Москвой.
— Как вы знаете, немцы подошли к столице очень близко, — рассказывает собеседница. — В начале декабря их отогнали от Москвы. Папа был артиллеристом.
Дети войны росли, по большей части, без отцов. Мамы работали с утра до ночи – сеяли, пахали, выполняли самую тяжёлую мужскую работу. Домашние дела ложились на ребяческие плечи, и никто не отлынивал.
— Самое сложное было в первый год войны, — говорит Тамара Сергеевна. – Однако все держали коров и прожили, никто с голоду не умер. Зимой мы учились, а летом работали. 24 мая оканчивались занятия, и мы шли трудиться в поле.
Школьники, даже самые маленькие, помогали в колхозах. Пололи картошку, участвовали в сенокосе, колотили лён колотушками весь тёплый сезон – пока полевые работы не завершатся. В связи с этим, кстати, новый учебный год для детей военного времени начинался порой не с 1 сентября, а с 1 октября.
Но многие ученики и вовсе не возвращались в школу. После четырёх классов девочки шли в ФЗО, а мальчики – в ремесленные училища. Они стремились как можно быстрее освоить ту или иную профессию и начать приносить пользу Родине. И вот уже молодые ленточницы, мотальщицы, ткачихи, токари и слесари заменили на предприятиях взрослых рабочих, ушедших на фронт. Брали на фабрики и заводы с 14 лет, а трудились вчерашние дети по 6 часов в сутки.
— Когда я начинала учиться, классы были большие, по 25-30 человек, — вспоминает Тамара Малинкина. – Но во время войны в нашем седьмом классе учились всего 11 человек. Школу бросали и по той причине, что некоторым даже нечего было надеть. Хоть семьи в деревне были не очень большие, только в двух – по пять человек детей, но в войну даже двоих-троих – ни обуть, ни одеть.
Нашей землячке в этом отношении повезло. И она, и обе её сестры получили возможность учиться. О школьных годах Тамара Сергеевна сегодня отзывается с теплотой. Преподавателей своих дети войны более чем уважали, относились к ним с не меньшей любовью, чем к родным. Были среди наставников и люди, непосредственно участвовавшие в боях. Так, одна учительница пришла в школу прямо с фронта. После ранения на её руке оставалось всего два пальца.
— Все учились и работали, — говорит собеседница. – Моя старшая сестра умерла от тяжёлой колхозной работы. Случилось это 29 апреля 1945 года – 10 дней всего не дожила до победы. Девочка она была сильная, ей на тот момент исполнилось уже 18 лет. Летом возила навоз с частных дворов, куда ни лошадь, ни бык не могли пройти и сделать разворот. Приходилось навоз на руках носить. От такой нагрузки у сестры в животе лопнула одна штучка, получился перитонит, от которого она и умерла. Лечить нас в то время, можно сказать, и не лечили. Так и говорили: нечем, пусть лежит дома. Не спасли.
Война щедрой рукой отвешивала всем свои порции боли и горя. У бабушки Тамары Малинкиной на фронт забрали троих сыновей и одну дочку. Никто из мужчин не вернулся.
— Отец мой был с 1902 года рождения, один дядя – с 1907-го, а другой – с 1922-го. Их всех убили, — рассказывает Тамара Сергеевна. – Василий Петрович, 1907 года рождения, защищал Ленинград. Его два раза ранили, лечили, и он опять шёл воевать. Третье ранение в живот стало смертельным. Другой дядя, совсем молоденький, был моряком. Служил на Дальнем Востоке, и их по дороге на запад разбомбили немцы. Всего же с нашей деревни на войну призвали 42 человека, из которых 20 убили.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
10:13, 9.06.2020 0 комментариев
Боевой путь школьного директора / Свидетели победы

В год 75-летия Великой Победы материалы о воинах-вязниковцах – участниках Великой Отечественной войны – периодически публикуются на страницах «Маяка». К сожалению, живых свидетелей тех страшных событий остаётся всё меньше, и для написания статей всё чаще приходится прибегать к помощи родственников и людей, помнящих ветеранов.


09:06, 19.05.2020 0 комментариев
Война глазами девушки из Заборочья / Свидетели победы

На страницах «Маяка» мы публикуем рассказы о фронтовиках и тружениках тыла, детях войны и жителях блокадного Ленинграда. Словом, людях, которые своими глазами видели страшные годы, сполна хлебнули лиха Великой Отечественной и внесли свой вклад в общее дело Победы.


08:44, 23.04.2020 0 комментариев
Цена награды / Свидетели победы

На страницах «Маяка» мы публикуем рассказы о фронтовиках и тружениках тыла, детях войны и жителях блокадного Ленинграда. Словом, людях, которые своими глазами видели страшные годы, сполна хлебнули лиха Великой Отечественной и внесли свой вклад в общее дело Победы.


Архив блога