За год до описываемых событий на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) начали производить «Москвич-412». Машина оказалась настолько удачной для спорта, что не на шутку встревожила все ведущие команды Европы. Шутка ли, не успев появиться на свет, новенький «Москвич» тут же заявил о себе на «Рейде польском», великолепно прошёл труднейшее IV Эфиопское горное ралли и «Ралли Швеции».
Автомобиль тут же стал шлягером на экспортных рынках. Причём его стали производить не только в СССР (два завода в Москве и Ижевске), но и в Бельгии (под маркой Scaldia-1500) и в Болгарии (под маркой Rila-412). Новинка из Советского Союза в больших количествах экспортировалась в Англию, Францию, Германию, Канаду, Грецию и страны Скандинавии. Здесь наш «Москвич-412» продавали под маркой Elite-1500 или Carat-1500.
И вот тут-то на глаза Дарчиеву и Ипатенко и попалось то самое объявление о грандиозном ралли-марафоне «Лондон – Сидней». И они вдвоём, явно пародируя известный фильм «Кавказская пленница», донесли свою шутку до друзей: «Мы тут, так сказать, посоветовались, и решили съездить на марафонское ралли».
Но реакция друзей и специалистов оказалась совсем не шуточной.
Сначала идею участия в гонке поддержал В. П. Коломников, директор МЗМА, хорошо понимавший, что такое экстремальное испытание даст заводу уникальный материал для дальнейшего совершенствования автомобилей.
Потом руководство «Автоэкспорта», увидевшее в трансконтинентальном ралли отличную рекламу для нового «Москвича», выделило валютные средства и взяло на себя оформление всех документов. Случайная шутка вдруг превратилась в серьёзный проект.
Ралли-марафон «Лондон – Сидней». Расчетная дистанция – 16 000 километров бездорожья. Реально – 18 000 километров по 11 странам Евразии и по Австралии. «Ралли века» – как окрестили эту гонку журналисты, собрало лучших гонщиков мира. Среди сотни экипажей, вышедших на старт в Лондоне, – четыре советских из команды «Москвич-Автоэкспорт». Для того, чтобы успешно закончить гонку в Сиднее, им мало было иметь просто надежный автомобиль, до Бомбея необходимо было оставить позади не менее 30 соперников, так как паром мог переправить из Индии в Австралию только 70 машин. Что касается соперников, то тут разговор отдельный. По регламенту марафона отдельного зачета для малолитражек предусмотрено не было. Именно поэтому компании, выпускающие машины с двигателем рабочим объёмом до 1,6 литра, от участия в гонке отказались. И 70-сильные «Москвичи» противостояли мощным «Мустангам», «Мерседесам», «Доджам», «Порше»… с моторами более 200 л.с.
Естественно, что ни в одном из предварительных прогнозов великолепной семидесятки, способной дойти до Бомбея, русские «Москвичи» не значились. Даже Жак Пок, главный французский дилер, многие годы торгующий советскими автомобилями, был настроен пессимистично:
– Многие считают ваше участие в марафоне шуткой, – говорил господин Пок Александру Ипатенко. – Но если хоть один «Москвич» сможет дойти до Сиднея, то я для вас закуплю столько самого лучшего коньяка, сколько войдёт в багажник этой машины.
Лишь Собеслав Засада, хорошо знакомый с возможностями советских автомобилей и с парнями из их экипажей, то и дело повторял: «Не шутите с русскими, если они настроены на победу, то обязательно добьются своего».
Потом был старт…
Четыре «Москвича» против 96 лучших автомобилей мира…
И ни один из аналитиков автомобильного спорта не считал, что русская команда сумеет, продержаться хотя бы половину гонки.
Они продержались.
Справились и с проливными дождями и туманами Югославии и Болгарии; и с густым снегопадом Ирана; и с размытыми ливнями дорогами вымотавшего все силы этапа Сивас – Эрзинджан…
4 декабря советская команда в полном составе погрузились на паром в порту Бомбея.
Потом были ещё 7000 километров «австралийского ада» и финиш в Сиднее, где выяснилось, что советская команда на малолитражных «Москвичах», не потеряв ни одного экипажа, неожиданно для всех, заняла четвертое место, опередив многие титулованные «конюшни» и национальные сборные Франции, США, ФРГ, Швеции…
Это была сенсация… Главная автомобильная сенсация 1968 года.
Самые красивые фотомодели мира тут же пожелали запечатлеть рекламируемые ими наряды на фоне необыкновенных русских автомобилей. Самые известные журналисты спешили взять интервью у необычайно удачливых гонщиков из русской команды. Самые престижные издания торопились как можно подробнее рассказать о новой суперзвезде автоспорта – автомобиле «Москвич-412».
И фото с четверкой финиширующих «Москвичей» переходило из издания в издание…
Это был первый старт наших экипажей в марафонской трансконтинентальной гонке и первый оглушительный успех нашей команды на международной арене.
А ведь всё началось с обычной дружеской шутки.
Ровно 20 лет спустя, в Набережных Челнах, камазовские гонщики разговорились о перспективах их команды, достаточно успешно выступавшей в авторалли на «Москвичах» и «Жигулях», в автокроссе на багги, в шоссейно-кольцевых гонках на грузовиках.
– Чтобы побеждать в серьёзных международных соревнованиях, нам нужна по-настоящему конкурентоспособная техника, не уступающая зарубежным аналогам, – говорил Евгений Доронин. – Вот вроде этой. И он хлопнул по бамперу стоящий рядом полноприводный армейский вездеход.
– Тогда зачем нам «кольцо», – явно иронизируя, пошутил Фирдаус Кабиров. – Давай все пересядем на вездеходы и будем готовиться к ралли-рейдам. Да что там мелочиться – надо сразу идти на «Дакар».
Все дружно рассмеялись такой неожиданной браваде.
Что потом вышло из этой шутки – рассказывать не надо.
Фото из архива автора.
Комментарии