16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
08:51, 11.11.2021

Фёдор Шехтель и Вязники

/ Академия

Двадцатый век остался в человеческой памяти временем великих потрясений. Революции, войны, болезни, экономические кризисы. Человечество выжило — благодаря чему-то такому, что выше всех бед и страданий. Выжило благодаря любви и гармонии, красоте и творчеству. По неизвестным людям законам именно перед трагическими событиями ХХ столетия ярко вспыхнула звезда модерна. Звезда серебряного века. Чтобы, погаснув мгновенно, оставить на земле удивительный след. За совсем короткий отрезок времени были написаны проникновенные стихи, созданы необычные музыкальные произведения, поcтроены замечательные здания. И все это произошло не в одной стране, не в одном городе. Это случилось в мире. Даже в маленьких провинциальных городках и сегодня можно увидеть отблеск этой звезды. Вязники — не исключение.

На улочках города каждый день нас встречают дома и домики, напоминающие сказочные терема или дворцы из детских книг. Их можно разгадывать, как загадки. К сожалению, мы редко их замечаем. А жаль. Среди таких объектов есть настоящие шедевры, созданные неизвестными архитекторами. Но одно имя является поистине знаковым. Это — Федор Шехтель. Человек, которого называли Моцартом русской архитектуры.

Федор Осипович Шехтель родился в 1859 году. Он происходил из рода поволжских немцев, переселившихся в Россию в ХVIII веке. При рождении был назван Францем Альбертом, но позже принял православие с именем Федор. В 1870-х годах судьба привела молодого человека в Москву, где и были воплощены многие известные его проекты. Один из них — здание Ярославского вокзала, о котором речь пойдет немного позже. Среди архитекторов московского модерна имя Федора Шехтеля осталось, наверное, самым значимым. Впрочем, архитектура не была его единственным занятием. Сохранились работы мастера в качестве театрального художника и иллюстратора. Но, увы, есть среди них и утраты. А многие из этих работ практически неизвестны.

Также малоизвестно и здание, построенное в 1914-1916 годах по его проекту в Вязниках. Речь об универмаге или новых торговых рядах на Соборной площади. Это одно из старинных общественных зданий города наряду с пожарным депо. Первоначально оно имело и другое предназначение. На первом этаже располагались торговые лавки, второй же был жилым. Здание необычно своей принадлежностью к образцам позднего модерна, ведь развитие стиля было прервано началом первой мировой войны. Оно сочетает в себе два стилевых направления — псевдорусский и северный модерн, воплощая декоративность, нарядность и строгость, даже аскетичность форм.

Соединение различных традиций, синтез характерны для модерна, ибо этот стиль возник из стремления людей переосмыслить прошлое, вернуться к истокам и привнести это переосмысление в современность. Его язык — воспоминание, романтика и идеализация ушедишх эпох, обращение к традициям и мечта о будущем.

Модерн объединил в себе симметрию и асимметрию, плавные линии и стрельчатые проемы. В нем продолжают жить и Русь, и средневековая Европа, в нем слиты готика и барокко. Эти сочетания удивительно гармоничны и, быть может, поэтому наделены особым очарованием и ощущением нереальности.

Часто причудливые домики и огромные доходные дома напоминают картинки из детских книг. Возвращение к себе, к началу необходимо и человеку, и человечеству. Оно оставляет людям радость для души и глаз. Убедиться в этом нетрудно. Совсем недалеко от здания универмага, также в центре города, находится один из таких веселых, причудливых домиков. Это дом купца Толигина. Здание выдержано в неорусском стиле — одном из направлений модерна. Оно асимметрично и напоминает Ярославский вокзал в Москве. Это еще одно свидетельство присутствия гения Шехтеля в Вязниках, пусть даже архитектор здания неизвестен. Дом выглядит празднично, как-то особенно уютно. Мягкие линии наличников, шатровые завершения крыши, большие окна. Этот яркий образец деревянного провинциального модерна отсылает нас к неведомым древнерусским теремам. Так в преломление стиля оживала в начале ХХ века позабытая древность, возобновлялась связь с далекими предками.

Дерево стало в те годы аутентичным материалом, ведь дома в далеких веках были построены именно из него. В эпоху модерна из дерева возводились усадьбы, из дерева строились и дачи. Дачи промышленников и купцов тоже кажутся пришедшими из сказок, хранящих облик старины. На улице Школьной есть образец именно такой постройки. Здесь расположена дача купца Татаринцева. Этот яркий и праздничный теремок тоже имеет сходство с шехтелевским шедевром — павильоном, построенным для выставки в Глазго в 1901 году. Имя архитектора дачи не сохранилось, но то, что проект вдохновлен Шехтелем, — несомненно. К сожалению, до наших дней не дошли ни шатер, ни кокошники, завершающие крышу. Однако радостный характер дома время не уничтожило. И от этой радости становится светлее в нашем не очень светлом мире. Звезда модерна погасла слишком быстро, а вскоре, в 1926 году, не стало и Федора Шехтеля. Но отблеск её оказался настолько ярким, что и сегодня мы имеем возможность удивляться ему. Ради встречи с архитектурным наследием модерна в Вязники приезжают ценители этого искусства. И город делится с ними своими сокровищами. Пусть эти встречи нечасты, но они необходимы. Удивительный мир модерна в Вязниках ждет своего исследователя.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
09:38, 26.07.2018 0 комментариев
Вязниковский предок динозавров / Академия

В 2019 году Вязниковский историко-художественный музей отметит вековой юбилей. Это были интересные и насыщенные 100 лет, посвящённые изучению родного края. Столь весомую дату коллектив музея решил встретить по-настоящему уникальным событием. Здесь разработана и скоро откроется виртуальная выставка «Путешествие в страну динозавров», рассказывающая о развитии растительного и животного мира в наших местах 250 млн лет назад. Как уже писал «Маяк», этот проект вязниковского музея был удостоен денежного гранта администрации Владимирской области в 400 тысяч рублей.


09:00, 20.03.2018 0 комментариев
Специфика вязниковского старообрядчества / Академия

Перед вами - продолжение беседы с кандидатом исторических наук Алексеем Владимировичем Морохиным.


09:20, 15.02.2018 0 комментариев
Специфика вязниковского старообрядчества / Академия

Кандидат исторических наук Алексей Морохин работает доцентом кафедры истории средневековых цивилизаций Нижегородского госуниверситета и параллельно ведёт краеведческую деятельность, активно занимается исследовательской работой. Сферу научных интересов А.В. Морохина составляет и история вязниковского старообрядчества.


Архив блога