На улочках города каждый день нас встречают дома и домики, напоминающие сказочные терема или дворцы из детских книг. Их можно разгадывать, как загадки. К сожалению, мы редко их замечаем. А жаль. Среди таких объектов есть настоящие шедевры, созданные неизвестными архитекторами. Но одно имя является поистине знаковым. Это — Федор Шехтель. Человек, которого называли Моцартом русской архитектуры.
Федор Осипович Шехтель родился в 1859 году. Он происходил из рода поволжских немцев, переселившихся в Россию в ХVIII веке. При рождении был назван Францем Альбертом, но позже принял православие с именем Федор. В 1870-х годах судьба привела молодого человека в Москву, где и были воплощены многие известные его проекты. Один из них — здание Ярославского вокзала, о котором речь пойдет немного позже. Среди архитекторов московского модерна имя Федора Шехтеля осталось, наверное, самым значимым. Впрочем, архитектура не была его единственным занятием. Сохранились работы мастера в качестве театрального художника и иллюстратора. Но, увы, есть среди них и утраты. А многие из этих работ практически неизвестны.
Также малоизвестно и здание, построенное в 1914-1916 годах по его проекту в Вязниках. Речь об универмаге или новых торговых рядах на Соборной площади. Это одно из старинных общественных зданий города наряду с пожарным депо. Первоначально оно имело и другое предназначение. На первом этаже располагались торговые лавки, второй же был жилым. Здание необычно своей принадлежностью к образцам позднего модерна, ведь развитие стиля было прервано началом первой мировой войны. Оно сочетает в себе два стилевых направления — псевдорусский и северный модерн, воплощая декоративность, нарядность и строгость, даже аскетичность форм.
Соединение различных традиций, синтез характерны для модерна, ибо этот стиль возник из стремления людей переосмыслить прошлое, вернуться к истокам и привнести это переосмысление в современность. Его язык — воспоминание, романтика и идеализация ушедишх эпох, обращение к традициям и мечта о будущем.
Модерн объединил в себе симметрию и асимметрию, плавные линии и стрельчатые проемы. В нем продолжают жить и Русь, и средневековая Европа, в нем слиты готика и барокко. Эти сочетания удивительно гармоничны и, быть может, поэтому наделены особым очарованием и ощущением нереальности.
Часто причудливые домики и огромные доходные дома напоминают картинки из детских книг. Возвращение к себе, к началу необходимо и человеку, и человечеству. Оно оставляет людям радость для души и глаз. Убедиться в этом нетрудно. Совсем недалеко от здания универмага, также в центре города, находится один из таких веселых, причудливых домиков. Это дом купца Толигина. Здание выдержано в неорусском стиле — одном из направлений модерна. Оно асимметрично и напоминает Ярославский вокзал в Москве. Это еще одно свидетельство присутствия гения Шехтеля в Вязниках, пусть даже архитектор здания неизвестен. Дом выглядит празднично, как-то особенно уютно. Мягкие линии наличников, шатровые завершения крыши, большие окна. Этот яркий образец деревянного провинциального модерна отсылает нас к неведомым древнерусским теремам. Так в преломление стиля оживала в начале ХХ века позабытая древность, возобновлялась связь с далекими предками.
Дерево стало в те годы аутентичным материалом, ведь дома в далеких веках были построены именно из него. В эпоху модерна из дерева возводились усадьбы, из дерева строились и дачи. Дачи промышленников и купцов тоже кажутся пришедшими из сказок, хранящих облик старины. На улице Школьной есть образец именно такой постройки. Здесь расположена дача купца Татаринцева. Этот яркий и праздничный теремок тоже имеет сходство с шехтелевским шедевром — павильоном, построенным для выставки в Глазго в 1901 году. Имя архитектора дачи не сохранилось, но то, что проект вдохновлен Шехтелем, — несомненно. К сожалению, до наших дней не дошли ни шатер, ни кокошники, завершающие крышу. Однако радостный характер дома время не уничтожило. И от этой радости становится светлее в нашем не очень светлом мире. Звезда модерна погасла слишком быстро, а вскоре, в 1926 году, не стало и Федора Шехтеля. Но отблеск её оказался настолько ярким, что и сегодня мы имеем возможность удивляться ему. Ради встречи с архитектурным наследием модерна в Вязники приезжают ценители этого искусства. И город делится с ними своими сокровищами. Пусть эти встречи нечасты, но они необходимы. Удивительный мир модерна в Вязниках ждет своего исследователя.
Комментарии