В Вязниковском районе хорошо известна семья потомственных художников Молодкиных. Уже третье поколение её миниатюристов работает, сохраняя традиции и развивая старинный народно-художественный промысел – Мстёрскую лаковую миниатюру. Есть в семье Молодкиных и свой Герой – старший сержант Николай Андреевич Антошин.
– Дедушка попал на фронт во время прохождения срочной службы в рядах Вооружённых сил Красной Армии, – рассказывает внук солдата Денис Молодкин. – Он был разведчиком-вычислителем, если говорить проще – корректировщиком тяжёлой гаубичной артиллерии.
Разведгруппа Николая Антошина состояла из трёх человек: он – старший, в подчинении ещё радист и стрелок. Они уходили в разведку впереди основных наших частей. Им было необходимо занять высоту, чтобы обнаружить места вражеской артиллерии и скорректировать огонь наших «Катюш» и тяжёлых гаубиц по батареям врага. Задача одна – подавить огонь орудий противника.
Безусловно, это были исключительно храбрые люди. В буквальном смысле – готовые в любую минуту отдать жизнь за Родину. Они работали под перекрёстным огнём двух артиллерий, от точности добытых и переданных ими разведданных во многом зависел успех большинства военных операций.

За вычислителями охотились фашистские снайперы, по их местам наблюдений в первую очередь били вражеские снаряды. Многие погибали. Во время одного из подобных заданий, где-то под Курском, группу Антошина накрыли огнём немецкие автоматчики.
Николай Андреевич был тяжело ранен, один сослуживец убит, другой – контуженный, но живой не бросил своего товарища, истекающего кровью, потащил на себе. И спас.
– Весь 1943 год дедушка провел в госпиталях, врачи хотели отнять ему ногу, но как говорится, молодость победила, – рассказывает Денис Владимирович. – В детстве мы с дедом много общались. Он мало говорил о войне, но всегда считал, что это ранение спасло ему жизнь. Через несколько недель часть, где он служил, практически вся погибла в сражениях на Курской дуге.
Поправившись, Николай Андреевич Антошин вернулся на фронт, опять в артиллерию. Продолжил службу также корректировщиком. С боями дошёл до Кёнигсберга. Приехав из Германии, отважно сражался с бандеровским подпольем. Вернулся домой только в 1946 году. Имеет правительственные награды СССР: две медали «За отвагу» и медаль «За взятие Кёнигсберга».
Вспоминая родственника, Денис Владимирович Молодкин ласково называет его – дедуля. Говорит, что война не озлобила этого человека. Николай Антошин всегда оставался очень добрым, культурным, сдержанным. Безмерно любил и ценил свою семью. Во всём поддерживал двух дочерей и сына, баловал внуков.
Старшая дочь Николая Андреевича, Нина, с детства увлекалась вышивкой. По окончании средней школы она приехала во Мстёру учиться в местную художественную профтехшколу на вышивальщицу. Здесь, на отделении лаковой миниатюры, девушка и встретила свою судьбу – талантливого художника Владимира Молодкина.
Для тех, кто забыл, напомню, что с давних веков Вязниковская Мстёра славилась искусными иконописцами. Говорят, её мастера могли работать во всех известных в России стилях живописи. Подделать, кстати, также могли любую икону, например, современную выдать за древнюю. Ремесло это передавалось от отца к детям из поколения в поколение. После революции 1917 года, дабы сохранить традиции старинного русского промысла, да и просто ради того, чтобы выжить, бывшие богомазы создали совершенно новый стиль живописи – Мстёрскую лаковую миниатюру. Со временем дело пошло, миниатюра развивалась. Искусство это было столь необычно и прекрасно, что не оставило равнодушной и Нину Антошину. Вскоре после окончания отделения вышивки талантливая девушка самостоятельно научилась писать миниатюру. Тоже стала художницей.
Со временем в семье Молодкиных появились на свет три сына – Денис, Даниил и Николай. Выпало же мальчишкам счастье расти в семье художников, жить в мире красок, цветов, икон и картин. Ежедневно видеть родителей за работой. Читать книги об иконописи. С волнением следить, как на чёрном лаке из-под тонкой кисти появлялся рисунок, лики, орнамент, цветы. Дружить с детьми таких же увлечённых художников, общаться с коллегами родителей – профессиональными миниатюристами. В общем, любовь к лаковой миниатюре сыновья Молодкиных впитали, можно сказать, с молоком матери. Все трое обучились этому мастерству, никто родную сторону не покинул, искусство своей земли и предков не предал. Все трое – Денис, Даниил и Николай – состоялись как профессиональные художники – талантливые и востребованные. Каждый и творит – в своей уникальной манере создаёт лаковую живопись.

– Папины работы мне всегда очень нравились, хотя тогда ещё не понимал, насколько они хороши, – говорит Денис. – В детстве мы мало что оцениваем справедливо. Но глядя на родителей и видя всю эту художественную кухню, весь процесс, мы понимали, что в этом занятии, для того чтобы достичь хоть каких-то вершин, необходимо очень много трудиться: быть усидчивым, терпеть, ждать. Мастерство не приходит сразу. А если чего-то добился, то это тоже не финал. Надо ставить другие задачи и снова учиться писать. Быть художником – это всегда учиться.
К 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и в память о своём замечательном предке Денис Владимирович создал большое художественное панно «Молитва Святому Георгию». Кстати, её текст здесь тоже прописан. В центре – Георгий Победоносец на коне поражает копьем огромного змея, в чёрных крыльях которого проглядывают вражеские солдаты и танки, заводы, концентрационные лагеря, католические священники, оправдывающие чудовищные злодеяния, и много других элементов трагической эпохи…
На Святом Георгии, словно знамя, развивается красный плащ. Чуть поодаль пожилая женщина крестится у иконы Святого Георгия – символ матери солдата.
– Я думаю, что дедушку отмолила его мама, моя прабабушка, она была сильно верующий человек из старообрядческой семьи, благодаря ей он и вернулся домой живым, – комментирует Денис Владимирович. – Смотрите, там, за Георгием в красном, видите, дед идёт, следом – его взвод. Здесь Сталин, крестьяне, мать с ребенком. Вот Ледовое побоище, здесь войска идут. Тут очень много всего. Работа большая, круг диаметром 67 сантиметров, но здесь столько миниатюры прописано! Очень много миниатюры…

Сейчас панно Дениса Молодкина «Молитва Святому Георгию» выставлено во Владимире, через несколько дней уедет в Новый Иерусалим.
По нынешним меркам, семья Молодкиных довольно большая – 12 человек, но важно ещё и другое: 10 из них – художники. Сейчас в Мстёрском институте лаковой миниатюрной живописи имени Фёдора Модорова (бывшая профтехшкола) учится уже третье поколение семьи – дочь Даниила, Полина. Дочь Дениса осваивает ювелирное мастерство. К слову, это ещё один местный народно-художественный промысел. В древние времена одни мстеряне иконы писали, другие делали к ним оклады. Дочь третьего сына Николая пока постигает основы живописи в здешней художественной школе. Добавлю, что жёны всех Молодкиных тоже художники и тоже работают в стиле лаковой миниатюры.
Говоря о своей семье, Денис Владимирович характеризует её как такую, где все друг друга поддерживают. Живут мирно, не считаются с тем, кто сколько за жизнь кому дал. Мол, родители так научили: помогали всем, всегда и во всём – силами, деньгами, советом…
– За любыми семейными конфликтами чаще всего стоят деньги, – размышляет художник. – Деньги могут мешать любви, дружбе. В семье надо всеми силами стараться от этого отстраняться, не обращать на это внимание. Тогда всё будет спокойно, тогда будет мир. Мы живём так. Это сложно, надо себя ломать порой, с собой заниматься. Ведь самое главное в жизни – любовь к ближнему и к Родине. Любить надо человека. Абсолютно права русская народная мудрость, что относиться к другому надо так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Мы стараемся этому учить своих детей. Всегда жалею, если кому-нибудь отвечу резко, очень переживаю, стараюсь такого не допускать.
Мы с Денисом долго говорили о многом: творчестве, истории России, значении художника в мире. Меня, например, поразил тот факт, что с началом Великой Отечественной войны на фронт были призваны практически все Мстёрские художники. Но через некоторое время многих вернули домой. Они продолжили писать миниатюру. Руководство страны понимало, что художники нужны и в тылу, и их роль важна для Победы. Денис рассказывает, что мстеряне в войну продолжали писать миниатюру, за которую получали деньги и паёк.
– Мудрый правитель понимал, что это важно и ценно. Для Победы русскому солдату нужны не только пули, но и многовековая культура его народа. Конечно, можно победить без культуры, но мы же не англосаксы. Наверно, если русские победят без культуры, то и русские на этом закончатся. Вот, например, они победили, а культуры нет… И некому её восполнить. Музыка, литература, живопись… Когда грохочут пушки, музы не молчат…
Лаковая миниатюрная живопись – уникальный вид изобразительного искусства. И хотя когда-то её основы «пришли» из Азии, но у нас, именно на нашей русской земле, она превратилась в нечто уникальное и самобытное, достигнув своего расцвета примерно в 1980-х годах.
История идёт своим чередом. И очередной её виток многое возвращает на круги своя. Родившись век назад из иконописи, Мстёрская лаковая миниатюра вновь уступает ей дорогу.
– Не знаю, что дальше будет. Но пока мы живы, будем стараться, чтобы жила и лаковая миниатюра, – добавил в завершение нашего разговора прекрасный художник и человек Денис Владимирович Молодкин.



