В последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери. В преддверии праздника мы встретились с удивительной женщиной – Татьяной Андреевной Лукиной.
– Татьяна Андреевна, в вашей семье царит атмосфера любви и заботы, важные жизненные ценности передаются из поколения в поколение. Ваш путь непростой, но очень благородный. Расскажите о нём.
– Я родилась в 1939 году в Белоруссии, в Витебской области, в деревне Хлевище. Родители работали в колхозе. В семье было четверо детей. Я – младшая. У нас был хороший дом, хозяйство. Деревня находилась недалеко от границы с Польшей. Когда началась война, немцы быстро заняли всю Белоруссию, в том числе и нашу деревню. Два года мы жили в оккупации немецких войск. Мама рассказывала, что было очень тяжело. Ночью отдавали хлеб партизанам, а днём немцы забирали продукты: кур, сало, молоко. В ноябре 1943 года нашу семью и другие многодетные семьи отвезли на станцию, распределили по грузовым вагонам и отправили в Литву.
Так мы оказались в концлагере в литовском городе Алитус. Улицу, по которой гнали людей со станции в лагерь, горожане по сей день зовут улицей Смерти. Лагерь был обнесён колючей проволокой высотой с двухэтажный дом, оттуда не могла выбраться ни одна душа. Вначале всех направляли через санпропускник: поливали сверху через душевые установки. Практически сразу я тяжело заболела. Это была корь. Нашу семью поселили в отдельный барак, считая нас заразными. Это и спасло наши жизни. Выздоровление моё было долгим. Лекарств не было. Вылечилась чудом. Тем временем, у других детей брали кровь для раненых немцев. Проводили эксперименты.
В июне 1944 года нас освободили советские войска и отправили в Вильнюс. В пригороде выделили хороший дом на три комнаты, в котором до этого жили зажиточные поляки. Помню голландскую печь с изразцами, кухню с вытяжкой. Рядом река Вильняле и лес.
– В недавнем прошлом упоминание о бывших малолетних узниках нацистских лагерей звучало как оборванная мелодия, как будто о них намеренно забыли. Странная недосказанность, подразумевающая предательство. Отразилась ли на вашей жизни эта трагическая страница?
– Это было один раз. В 14 лет принимали в комсомол. Мы должны были рассказать о международной обстановке. Я легко справилась с этим, но в итоге меня не приняли. В райкоме мне посоветовали подойти с этим вопросом к родителям. Именно тогда я узнала о концлагере, что, как оказалось, и стало причиной отказа.
Окончив среднюю школу в Вильнюсе, я поступила в железнодорожный техникум. Увлекалась спортом. Наша баскетбольная команда ездила по всей стране на соревнования. Мы были в Калининграде, Киеве, Ленинграде. Собирались в Ташкент, но к тому времени уже окончили учёбу.
– Я так понимаю, что у вас было распределение. Куда вас направили работать?
– Я могла остаться в Литве, но выбрала работать в России. 1 апреля 1960 года я заступила работать на разъезд 15-й километр по железнодорожной ветке от Коврова до Мурома. Затем работала дежурной на железнодорожной станции Сарыево Горьковской железной дороги. Сарыевский леспромхоз тогда был богатый, грузили по 10 вагонов леса. Когда началась электрификация станции, прислали специалистов. Иван Лукин, электромеханик из Смоленской области, прибыл к нам на станцию, где я уже занимала должность начальника. Примерно через год мы поженились.
В 1964 году мы стали родителями, у нас родилась дочь. В то время мы были очень вдохновлены освоением космоса. Имя Елена было чрезвычайно популярно, отчасти благодаря тому, что Гагарин и Терешкова назвали так своих дочерей. Мы также решили назвать нашу дочь Еленой.
Когда мужа перевели на железнодорожную станцию в Вязники на должность старшего механика, я тоже подала заявление руководству с просьбой о переводе.
В тот период станцию «Вязники» возглавлял Козырев Виталий Иванович. Он был человеком требовательным, но справедливым и искренне заботливым. На станции работали два маневровых тепловоза, обеспечивая грузоперевозки для городских предприятий. Доставка грузов осуществлялась по подъездным железнодорожным путям. Я, как дежурная по станции, несла большую ответственность за бесперебойную работу. В мои обязанности входило отцепление и формирование вагонов, а также управление стрелками с пульта.
В начале 70-х я была назначена заместителем начальника станции. График работы был весьма интенсивным. Появление на свет сына Андрея поставило передо мной задачу успевать везде, совмещая профессиональные обязанности и заботу о ребёнке.
Муж был настоящей опорой в быту. Благодаря ему в доме появился водопровод и другие необходимые коммуникации. Мы построили теплицу. Дети помогали нам в огороде: пололи и поливали. А наша работа была круглосуточной, в любой момент могли вызвать на станцию.
Дети учились хорошо. Елена окончила музыкальную школу по классу фортепиано, Андрей увлекался спортом. Потом каждый выбрал свою специальность: Елена получила диплом инженера-строителя во Владимирском политехническом институте, Андрей окончил Заволжский автомоторный техникум. Его спортивная карьера продолжилась, и впоследствии он получил высшее образование в Шуйском педагогическом институте по специальности «Теория и методика физической культуры и спорта».
– Татьяна Андреевна, сколько в общей сложности вы отработали на железной дороге?
– Стаж моей работы – 35 лет, у мужа Ивана Ивановича чуть больше – 37. За 25 лет безаварийной работы я получила нагрудный знак «Почетный железнодорожник». А на 80-летие Великой Победы – медаль «Почётный работник Горьковской железной дороги». Её присваивают за стабильные успехи в труде и особый вклад в обеспечение безопасного передвижения на путях.
– Татьяна Андреевна, если вернуться к теме малолетних узников нацистских концлагерей, изменилось ли сейчас отношение к ним?
– На протяжении многих лет мы, пережившие ужасы войны в детстве, хранили молчание. О нас знали, но не вспоминали. Лишь в 1992 году страна признала нас, детей, выживших в фашистской неволе. И совсем недавно я начала рассказывать эти истории новому поколению. Меня зовут в школы, музеи, даже в исправительную колонию. На такие встречи я надеваю медаль «Непокорённые», её вручают бывшим узникам фашистских концлагерей за стойкость и верность Родине. Нельзя допустить повторения трагедий жестокой войны. Вот об этом я и рассказываю. А ещё агитирую школьников поступать в железнодорожные вузы.
– Материнская любовь – это неиссякаемый источник силы. Вы воспитали прекрасных детей. У вас замечательные внуки. Как вам удаётся сохранить тепло вашего домашнего очага?
– Быть мамой, бабушкой – для меня великое счастье. Трудности позади, сейчас мои дети воспитывают своих детей. А я просто всех люблю и всем помогаю: советом, делами, как могу.
Меня радуют внуки. У меня их трое. Старшая, Татьяна, живёт в Москве. Сейчас она инженер-строитель. Но у неё есть и другая специальность – инженер мехатроники и робототехники. Она училась в Ковровской академии. Средняя внучка, Алина, будет детским врачом-онкологом. Она успешно прошла обучение в Ивановском медицинском университете, окончила его с красным дипломом, сейчас продолжает учиться в научном медицинском центре имени Пирогова.
Младшей внучке, Елизавете, подходят гуманитарные науки. Она постигает их в Ивановском университете. Я горжусь своей семьёй. Я вижу, как относятся мои дети и внуки ко мне и вообще к старшему поколению. И я всегда найду нужные слова одобрения, поддержки, напутствия или утешения для них. Это они – главная моя сила.




