Нечасто взрослым людям выпадает возможность вернуться в детство. Но нынешний случай – именно такой, из разряда редчайших.
Едва войдя за порог музейного зала, все, кому немного за … словно перемещаются на несколько десятилетий назад, в другую страну и радостный мир, где жизнь кипит в обычной предновогодней советской квартире. Здесь ёлка, украшенная стеклянными бусами, сверкает и манит игрушками; сладко пахнет мандаринами, и в сторонке под пушистыми ветвями лукаво улыбается добрый дедушка с мешком из ваты. Впрочем, он здесь такой не один…
Редкую коллекцию советских Дедов Морозов представили на выставке супруги Пётр и Ксения Галанюк из деревни Пески.
Нашим читателям они хорошо известны как создатели мастерской ватных игрушек, именуемой сейчас Сеньковской, в честь вязниковского фабриканта и мецената, на чьи средства был построен храм в деревне Пески – Сергея Ивановича Сенькова. Настоятелем этого храма Сергия Радонежского сейчас как раз и является священник Пётр Галанюк.
Отец Пётр рассказывает, что именно увлечение изготовлением ватных игрушек по старинной дореволюционной технологии и привело к тому, что несколько лет назад они с матушкой Ксенией стали заниматься собиранием подобных изделий. Сейчас в их семейной коллекции насчитывается более 50 старинных Дедов Морозов и Снегурочек. На выставке в музее представлено около 40 экспонатов. Самый редкий – Ленинградский Дед Мороз, датируемый мартом 1941 года, переживший блокаду, войну…
– Согласитесь, это не просто красиво, это больше, чем красота, – рассказывает коллекционер, идейный вдохновитель выставки Пётр Галанюк. – Это и наша история, и искусство, и культура. Всё вместе это можно объединить одним словом – чудо. Мы легко восхищаемся сохранившимися до наших дней каменными строениями, деревянными вещами или зданиями. Но только представьте – ведь это вата. Материал, который боится всех стихий – и воды, и огня, и времени. Тем не менее, эти рождественские и новогодние игрушки радуют нас и сегодня. Это ли не маленькое чудо?
Деды Морозы, представленные на музейных витринах, были сделаны в разные годы и на разных фабриках Советского Союза, в городах, названия которых, порой, увы, не сохранились. У этих дедушек различные кафтаны и шубы, они могут иметь посох или быть без него, с длиной бородой или короткой, но каждая подобная игрушка неизменно приносила радость и веселье, приятное предчувствие приближающегося праздника и ожидания чуда в каждый советский дом.
На этой выставке, к сожалению, нет Деда Мороза из моего детства. Но есть стеклянные бусы, один в один как те, что папа вешал на большущую ёлку, и они свисали от потолка до самого пола. Здесь есть проволочные игрушки, подобные которым бережно хранились в большой картонной коробке у бабушки. Только сейчас, благодаря этой выставке, я узнала, что изготавливали их в послевоенные годы на заводе «Москабель» из остатков неиспользованных проводов. И бумажные флажки, которые мы с сестрёнкой и братом перед Новым годом натягивали от угла до угла в самой большой комнате.
Что уж говорить о детях! На открытие выставки Дедов Морозов были приглашены пятиклассники школы № 2. Отец Пётр, по первому образованию историк, да к тому же превосходный рассказчик, устроил им настолько увлекательный экскурс в прошлое, что ребята слушали, в буквальном смысле, приоткрыв рот, задавали кучу вопросов, не скрывали своего восхищения, удивления и интереса.
У меня получилось на несколько прекрасных мгновений вернуться в мир, которого нет… Думаю, вы тоже испытаете прекрасные чувства, проведя некоторое время в этом зале, среди знакомых вещей – таких далёких и таких родных одновременно…
0+






