
Её автор, Елена Владимировна Фетисова, – праправнучатая племянница С. И. Танеева, праправнучка его старшего брата, юриста, философа и общественного деятеля Владимира Ивановича Танеева, уроженца города Владимира на Клязьме (сам композитор в брак не вступал и детей не имел). Она не один раз приезжала в родовую усадьбу Танеевых в село Маринино 33-го региона, при её активном участии создавался танеевский музей. Она активно помогала возрождению усадьбы в Маринино, почти каждый раз привозя новые подарки музею. Например, передала в дар ноты самого известного музыкального произведения композитора С. И. Танеева – оперы «Орестея» по мотивам одноимённой трагедии Эсхила, написанной в 1894 году. Данный экземпляр был отпечатан в Лейпциге – одном из центров европейской музыкальной культуры прошлого века – в 1901 году. Сегодня подобное издание является бесценным раритетом.
Более 30 лет Елена Владимировна проработала в качестве научного сотрудника Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Она ведёт научно-исследовательскую работу в государственных и частных архивах Москвы, Клина, Владимира, Тулы, Курска, собирая материалы, рассказывающие о жизни и деятельности С. И. Танеева в связи с окружавшими его людьми и событиями. Елена Владимировна – летописец семейной истории Танеевых, сберегла множество ценнейших сведений из хроники своего знаменитого рода.
В 2014 году Е. В. Фетисова посетила деревню Налескино Вязниковского района, где в 1893 и 1905 гг. в ныне несуществующем Архидиаконском погосте жил композитор Сергей Иванович Танеев.
Впервые в Архидиаконский погост Танеев приехал летом 1893 года, узнав о красотах этого места от своей знакомой Марии Миропольской, и остановился в доме вдовы местного священника Ключарёва. О своих впечатлениях композитор писал другу и наставнику П. И. Чайковскому:
«Милый друг, Петр Ильич. Хотя я сюда поехал, имея главной целью подышать свежим воздухом, к которому всё время чувствовал непреодолимое влечение…, отправляясь сюда, даже колебался, брать ли с собой партитуру, но, к величайшей моей радости, оказалось, что мне работать здесь очень удобно.
В первый же день, несмотря на то, что я всю ночь не спал и только, приехав в 4 часа утра, уснул в продолжение четырех часов, – я с необычайной бодростью проработал несколько часов подряд, не чувствуя ни малейшего утомления, вдыхая в себя здешний восхитительный воздух.

Первые дни я писал в сенях, окно которых выходит в сад, когда стало холоднее, перебрался в матушкину гостиную – как она называет горницу. …Работа моя прошла хорошо, и я чувствую себя вообще превосходно».
В Архидиаконском погосте Танеев писал оперу «Орестея» – одно из самых значительных своих произведений. Во многом его вдохновляла родная с детства природа.
В начале сентября Сергей Иванович вновь писал Чайковскому:
«Местность здесь прекрасная. Церковь и несколько домов, принадлежащих духовным лицам, выстроены на высоком берегу Клязьмы. Река очень широкая, несколько раз в день по ней ходят пароходы. Противоположный берег плоский, состоит из заливных лугов и лесов. В разных местах через реку паромы. По ту сторону реки много живописных оврагов, покрытых лесом. Вообще для прогулок мест очень много. Дороги торные, после дождя очень скоро высыхают. Сюда надо приехать как-нибудь весной: Клязьма разливается на несколько верст в ширину, а между тем сообщение по этой стороне всегда возможно…»
Мстёрским женским монастырём в Налескино восстановлен деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери – точно такой же, какой существовал там при Танееве. Там также найдено точное место дома священника, в котором несколько месяцев провел Сергей Иванович Танеев.
В новой книге, которая составляет 582 страницы, представлены письма, фотографии и воспоминания из архива племянницы композитора, Елены Владимировны Щелкан-Танеевой, с описанием встреч с великим композитором Петром Ильичом Чайковским, выдающимся учёным, академиком Климентом Аркадьевичем Тимирязевым и другими замечательными современниками. Рассказывается о театральной деятельности братьев Танеевых. Приводятся сведения о шотландских родственниках Танеевых. Отдельные главы посвящены истории дружбы С. И. Танеева и известной пианистки Марии Карловны Бенуа, отношениям Танеева с семьёй графа Льва Николаевича Толстого, в том числе с супругой великого писателя графиней Софьей Андреевной Толстой. Многие материалы и документы публикуются впервые.
Кстати, дядя мужа мемуаристки Е. В. Щелкан-Танеевой, поручик Осип Ефимович Щелкан, в конце 1850-х – начале 1860-х гг. жил в Вязниках и служил заседателем Вязниковского уездного суда. Он был женат на Анастасии Ивановне Пожарской из рода внебрачных потомков стольника князя Юрия Ивановича Пожарского – внука сподвижника Козьмы Минина, боярина и воеводы князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Связь семейств Щелкан и Пожарских с Вязниками заслуживает более подробного изучения.
Книга Елены Владимировны Фетисовой «Сергей Танеев. Родственные души» обязательно поступит в библиотеку усадьбы Танеевых, где посетители смогут познакомиться с новинкой. Очень бы хотелось, чтобы это издание имелось и в Вязниках.


