Как-то в нашем историко-художественном музее, в зале, посвященном землякам, участникам Великой Отечественной войны, экскурсовод, указывая на ряд фотографий и называя имена, сказала, примерно следующее: «Об этих людях мало имеем сведений, знаем, что они первыми ушли на фронт». С экскурсоводом мы были дружны, и я сказал, что первый в этом ряду, судя по фамилии, Василий Семенович Голубев, мой родственник. С ним мы знакомы не были, а вот с его родным братом, Михаилом Семеновичем Голубевым и супругой его, замечательной Марией Алексеевной были и знакомы, и роднились. Оба брата — участники Великой Отечественной войны, и каждый год мы приходили 9 мая поздравлять Михаила Семеновича на улицу Профессиональная (ныне улица И.Симонова), где они жили с супругой. С братом у них была какая-то распря, и я о нем мало что знал. Но когда это было!
А тут я обратился к своему троюродному брату, однокашнику по школе № 1 им. М. Горького (сейчас это Православная Гимназия) Владимиру Семчикову, сотруднику МЧС, внуку В.С. Голубева. Он-то и предоставил мне во временное пользование ряд документов и фотографий. Опираясь на них, я и написал эту статью, ведь в его непростой судьбе и военная составляющая, и актерская – переплелись самым непосредственным образом.
Пропустив главу «в людях», когда Вася Голубев служил приказчиком у купца Фомичева, перейдем сразу к главному. С юности его влекла любовь к театру, и он ради этого мечтал попасть в большой город, поэтому и отправился на Волгу. В Саратове его приняли в местный драмтеатр на роль статиста без слов, но увидав у юноши талант, стали давать ему и роли. Правда, продолжалось это недолго – шла I Мировая война, и новоиспеченного артиста на амплуа героев-любовников взяли в армию. Попал он в Серпухов, в артиллерийскую часть. Именно тогда он опровергнул известную максиму, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Нет, одна из них Мельпомена была с ним: и в Серпухове, и позже на фронте. Он организовывал любительские драмкружки, и ставил с солдатами в редкие часы отдыха небольшие пьески.
Но чаще было не до них: война сама представляла большую драму. Случилось так, что Василий Голубев попал в плен. В 1918 году он бежал из плена, и в феврале вернулся домой к матери (отца он лишился шести месяцев от роду). В то время в Вязниках оказалось несколько профессиональных актеров, которые объединились с местными любителями и организовали театральную труппу. Присоединился к ним и Василий Голубев, который запомнился зрителям рядом своих ролей. При Советской власти театр оставался на прежнем месте, в клубе, в центре города (здание осталось от фабрикантов), но шла Гражданская война и в конце 1920 года Голубева призвали в Красную армию. Служил Василий Семенович в Коврове, там он организовал с красноармейцами своего полка драмкружок. Вскоре полк перевели в Шую, где Голубев заключил договор с комиссаром полка и работал, как режиссер. Потом было снова возвращение в Ковров, драмкружок на пулеметном заводе «Металлист», а далее – переезд во Владимир, работа в драмтеатре.
В 1934 году по назначению Горкома партии он работал директором кинотеатра «Авангард» (здание нынешнего ДНТ), но мечта о создании у нас театра не оставляла его, и в конце концов фабком «Свободного пролетария» (позже «Льнокомбинат») выделил на это средства. Тогда В.С. Голубев поехал в Москву на биржу труда и там сформировал труппу из профессиональных актеров, которая оказалась очень удачной. Публика с удовольствием ходила на спектакли, а среди них были и «Василиса Мелентьева» Островского, и «Коварство и любовь» Шиллера и «Васса Железнова» Горького. К ним можно присоединить и другие пьесы зарубежного и отечественного репертуара. Перечисляя их, невольно диву даешься такому культурному ренессансу в Вязниках.
Во всех этих спектаклях блестяще играла Е.И. Гандина-Голубева. Она дочь военного, закончила женскую гимназию II ступени (ныне школа №3 им В.И. Ленина). В 1920 году вышла замуж за В.С. Голубева и стала играть на сцене. Ее талант был замечен и признан публикой, критикой и коллегами-артистами – она стала примой театра. В рецензии местной газеты «Пролетарий» можно было прочесть: «Особенно хочется остановиться на игре артистки Гандиной. Видно, что она много и внимательно работала над ролью. Зритель ее игрой в этом спектакле («Василиса Мелентьева» по Островскому) был восхищен». Прибавим к этому, что Вязниковский драмтеатр часто и с успехом гастролировал по нашей (тогда Ивановской) области. Современных вязниковских театралов, не могут не греть слова рецензента газеты «Ударник» из города Середа за 19 августа 1939 года: «Артисты с первой же постановки завоевали авторитет местного зрителя». Далее автор приводит цифры посещаемости культурного очага, и они впечатляют.
В 1941 году В.С. Голубев добровольцем ушел на фронт. В звании старшего лейтенанта был комиссаром артиллерийской батареи, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, заслужил боевые награды. Служил до демобилизации в Ленинградской Военной Академии, домой вернулся в 1946 году. В Вязниках его вызвали в горисполком и предложили вновь создать в городе драмтеатр. Он подобрал через Владимир труппу, но, видимо, городу это было уже не по карману. Даже Ковров отказался принять труппу, и она переехала в Муром, туда же передали костюмы и всю бутафорию теперь уже бывшего Вязниковского драмтеатра. Однако, и там дело не пошло, и своего театра не стало ни в одном районном городе – только во Владимире был теперь один областной драмтеатр.
В конце сороковых годов, уже в Вязники стали наведываться с гастролями другие театры. Иногда случалось так, что приезжавшие артисты задерживались здесь, и В.С. Голубев, заведовавший в то время городским отделом культуры, привлекал их к работе в кружках художественной самодеятельности, которая была в то время на должной высоте. Так на фабрике им. Парижской коммуны драмкружком руководил Британский, на фабрике им. Карла Либкнехта – Крутиков. Драмкружок вела в клубе «Профинтерн» Е.И. Гандина-Голубева, которая поставила там со своими кружковцами пьесы «Свадьба с приданым» и «Возвращение». Обе имели большой успех. На смотрах, проходивших в 1952 и 1955 годах, эти постановки завоевывали первые места, о чем свидетельствуют Почетные грамоты.
Закончил свою трудовую деятельность В.С. Голубев на должности директора кинопроката. А если говорить о главном, то и Василий Семенович, и Елизавета Ивановна посвятили свою жизнь служению театру, а в целом – культурному строительству в нашем городе. К сожалению, театр не книга, не картина, спектакль существует пока его играют артисты. Сам театр видоизменяется, но продолжает жить и в наше время – в столицах особенно – бурной жизнью; его давно уже снимают на камеру, он может лежать на полках в виде кинопленки, но… Запах кулис, сиюминутные эмоции, неповторимая энергетика зала, овации зрителей – это непередаваемо. И на вопрос почему мы любим театр можно перефразируя известного киногероя ответить: «Любим, потому что любим».





