Готовность №1
Впрочем, есть и «облегченный» вариант участия в гонке – категория «Рейд», где можно использовать обычный автомобиль, слегка приспособленный для преодоления бездорожья. Именно этот вариант выбрали в нижегородском спортивно-туристическом клубе «Автопробег». Отправиться в путь решили на абсолютно стандартной… «Оке».
Вязниковец Андрей Чудаков (штурман) и участник клуба «Автопробег» Илья Староверов (пилот) и стали экипажем малолитражки с бортовым номером «512».
Намерение пройти «Шёлковый путь» на «Оке» сильно взволновало организаторов ралли. В телеграмме, полученной гонщиками накануне путешествия, сообщалось: «Одновременно обращаем Ваше внимание на то, что Оргкомитет серьезно озабочен тем, что Ваш экипаж заявлен на автомобиле «Ока». Необходимо самым серьезным образом отнестись к техническим возможностям данного автомобиля с учетом сложности маршрута и по другим параметрам. Необходимо четко понимать, что Оргкомитет не сможет оказывать техническую помощь во время ралли».
«Окулине» — так назвали участницу ралли — предстояло доказать свою «состоятельность» в Казани — последнем рубеже перед началом гонки.
— Наша «Ока» прошла строгую комиссию без единого замечания, – вспоминает Андрей Чудаков. — Технические комиссары из Франции даже не изменили привычного выражения лица, когда вслед за джипами и багги к ним подъехала микролитражка. Последний из них, проверив работу IriTrack, хлопнул ладонью по крыше «Оки» и крикнул напарнику: «Порядок. Этот экипаж — в готовности №1»!
Казань – Бугуруслан (Россия). 440 км
Первый этап проходил недалеко от строящейся магистрали Европа – Китай. Это был хороший этап, чтобы «вкатиться» в гонку, почувствовать её скрытый ритм и протестировать машины в «боевых» условиях. И именно здесь в составе гонщиков начались первые потери. К сожалению, не миновали они и «КамАЗовскую» команду – из-за срыва вентилятора, размолотившего радиатор, сошёл сильный и сбалансированный экипаж Рустама Миниханова.
Нешуточные страсти кипели в «фольксвагеновской» сборной, где де Виллерс, Сайнс и Аль Аттия устроили настоящую битву за лидерство. В итоге больше всех повезло катарцу, сумевшему финишировать первым. Наш Алексей Беркут долгое время держался вплотную к «фольксвагеновской» команде, но перед финишем уступил французу Кристиану Лавиню.
— От зрителей шла такая волна положительной энергии! Этот поток ощущался физически, — рассказывает участник гонки. — Такой эмоциональной подпитки нам не приходилось ощущать ни на одной из обычных гонок. Усталость долгой дороги как рукой сняло. А кругом шумит, поёт и пляшет разудалый местный фестиваль, посвящённый большому международному событию – ралли-рейду «Шёлковый путь».
Бугуруслан – Уральск (Россия – Казахстан). 490 км
Первый спецучасток дня – извилистая трасса с трамплинами, перепадами высот, оврагами, балками, мини-каньонами и бродами через неглубокие речушки. Характеристика дорог: 20% – гравий; 50% – твердые, хорошо накатанные глинопесчаные дороги; 30% – дороги в лесной местности, частично покрытые мелкими камнями, частично заросшие невысокой травой.
Второй спецучасток проходил по казахским степям. Здесь 20% трассы – по суглинистым дорогам, 50% – по песчаным средней вязкости и 20% – по мягким и вязким пескам; 10% составляли солончаковые грунты. Кроме этого, много ловушек категорий «опасно» и «очень опасно» — ямы и глубокие поперечные колеи.
Именно здесь команда «КамАЗ-мастер» взяла реванш. Чагин прошёл первый спец-участок с такой скоростью, что «перекроил» всю итоговую таблицу, заняв в ней первое место.
— Естественно, что наличие «Оки» в гонке повеселило и таможенников, и военных, — рассказывает Андрей Чудаков. — А у казахского шлагбаума флегматичный пограничник молча сделал жест остановиться, затем также молча вынул компактный фотоаппарат, заснял нашу забрызганную грязью «Оку» и лишь потом открыл проезд и произнёс: «Первый конкретный автомобиль проехал»!
Уральск – Бейнеу (Казахстан). 1000 км
Настоящий дакаровский марафонский спецучасток, очень скоростной и быстрый, с упором на навигацию. Старт — в Каратюбе.
Через пять минут после выезда из города экипаж «Оки» не обнаружил очередной «привязки» к легенде. Пришло понимание, что они идут по маршруту «боевых» машин, а не по трассе «Рейда».
— Час за часом мы бороздили огромную и безлюдную степь, — вспоминает штурман. — Степь была спереди, сзади, по бокам… Такое ощущение, что едем «в никуда». В GPS-навигаторе – белое поле с чёрной извилистой линией пройденного пути. Подробных карт Казахстана не существует в природе, так что шли по солнцу и шестому чувству, используя умный прибор лишь в качестве компаса.
Марафонский участок вывел из строя один экипаж на «Mitsubishi Pajero» (не выдержал двигатель), два экипажа на Toyota Land Cruiser (разрушение заднего моста и перегрев двигателя). Грузовой зачёт лишился экипажей Р. Фуруджи («MAN TGS», поломка переднего моста) и М. Пиана («Mercedes Unimog», отказ КПП). Всего, с гонки сошли 10 джипов и 3 грузовика. К сожалению, среди сошедших оказался и единственный женский экипаж Елены Голубкиной и Елены Правдиной. «Русских газелей» (так называют девушек с момента их участия в тунисском ралли-рейде «Айша де Газель») подвел мотор, тихо скончавшийся посреди казахских степей.
А «Ока» осталась в строю!
Уже в темноте, после брифинга, у «Оки» остановились два испанца:
— Ты видал, как держится эта малышка на бездорожье?
— Да, просто фантастика!
— Если у русских микролитражки обладают такими талантами, то, представь, на что же способны их танки!
***
В Нижнем Новгороде одометр показал, что за весь маршрут — «Ока» прошла более 9000 километров.
А на бивуаке в Туркменбаши (Туркменистан) экипаж «Оки» ждал ещё больший триумф. Здесь к машине пошёл поток восторженных гонщиков из разных команд.
— Молодцы, просто молодцы! – поздравлял Фирдаус Кабиров, только что ставший победителем этой гонки.
— Ну, мужики! Ну, вы даёте! – только и смог сказать великий Чагин.
Автографы на капоте «Оки» оставили Ильгизар и Айрат Мардеевы, Эдуард Николаев, Жан-Марк Боннэ – дакаровский директор по спорту, Сергей Когогин – генеральный директор ОАО «КамАЗ», гонщики разных команд, специалисты из A.S.O. И наплыв желающих сфотографироваться с самой маленькой машинкой ралли-рейда «Шёлковый путь» не иссякал до темноты…
Комментарии