Ведущая, директор музея Людмила Антонова, вспомнила имена тех, кто, собирая материалы о городе и районе, в своё время сделал немалый вклад в краеведение. Это Л.И. Аносов, Д.А. Обидин, Г.С. Зудилов, А.Ф. Каржин, В.И. Никифоров. Сегодня же за круглым столом собрались Владимир Цыплёв, Владимир Борисов, Римма Гарина, Валентин Трондин, почётные граждане города Ю.А. Васищев и П.М. Муллер, Анатолий Баёв, Инесса Пелёвина, фотограф Валерий Шишкин.
На обсуждение было вынесено два вопроса. Первый звучал так: «70-летие со дня открытия в Доме Фатьяновых Районного дома культуры». Как рассказала Людмила Антонова, история Домов культуры в нашей стране началась с постановления СНК РСФСР от 1 сентября 1930 года — об организации районных политико-культурных центров. В Вязниках РДК открылся в 1947-м, в то время в городе проживало 35 тысяч человек. В этом же году в этом здании разместилась и районная библиотека. Ею по очереди заведовали С. Ситкова, З.М. Цыплёва, А.Е. Баскакова. Постоянным работником была Мария Павловна Грызунова. А спустя 13 лет здесь разместилась ручная телефонная станция – впоследствии ГТС.
— Об РДК того времени известно очень мало, — продолжила Людмила Антонова. — Здесь была кинопередвижка, демонстрировались фильмы. Она же ездила и по окрестностям. Была создана агитбригада, первым организатором которой стал Александр Тимин; его дело продолжил Лев Митрофанов. Агитбригада обслуживала все клубы Вязниковского, Никологорского и Фоминского районов, была участницей и победительницей многих областных смотров. Это здание посещали многие вязниковцы, среди них основатель духового оркестра С.Н. Павлов-Русинов, актёр и режиссёр А.В. Дунайский-Баданов; руководитель литгруппы, писатель Иван Симонов; поэты Юрий Мошков и Борис Симонов. В фондах Музея песни всего лишь несколько фотографий этого периода, переданных Донатом Андреевичем Обидиным.
Римма Гарина назвала это здание уникальным: было оно построено как частный дом, а стало культурным центром для всего города. В 1914 году здесь был открыт синематограф Березина. А через 4 года, после национализации, — 1-й городской кинематограф, о чём сообщает мемориальная доска на здании.
— Фатьяновы здесь жили до 1929 года. Когда они покинули город, дом перешёл в муниципальную собственность, и здесь был открыт Клуб водников имени Андре Марти – французского коммунистического деятеля, служившего в ВМФ Франции. Но в городе не было единого для всех ДК. Его хотели построить на месте бывшего Казанского собора – не удалось. Когда Клубу водников дали другое помещение, в праздник 1 Мая 1947 года здесь был торжественно открыт РДК. Через два года была организована агитбригада.
Хорошо помнит Дом культуры Владимир Цыплёв. В своё время он помогал в переезде библиотеки в другое место. А Петру Муллеру РДК запомнился особым случаем. С 1957 года Пётр Михайлович работал в конторе благоустройства и в качестве председателя товарищеского суда был обвинителем от этой организации на показательном суде, проходившем в этом здании. Судили работника, незаконно оформившего банковский чек и получившего по нему деньги…
В истории РДК немало белых пятен, которые бы, конечно, хотелось прояснить. А тем временем участники круглого стола перешли ко второму вопросу – «Неизвестный Фатьянов». Книгу с таким названием собирается издать Культурный центр им. А.И. Фатьянова, возглавляемый Анной Фатьяновой-Китиной. И здесь, так же, как и с Домом культуры, важна любая информация. Мстёрский краевед Владимир Борисов подготовил материал, в котором он прослеживает генеалогию и предпринимательскую деятельность представителей той ветви Фатьяновых, что осталась жить во Мстёре. На круглом столе присутствовал и прямой родственник А. Фатьянова по мстёрской линии – Александр Репкин, сын полного кавалера ордена Славы Григория Репкина.
К 100-летию именитого поэта-земляка планируется усовершенствовать Фатьяновскую площадку. В 1978 году её проектировал как открытый зелёный театр архитектор Валентин Трондин. Сегодня он же работает и над модернизацией площадки.
Юрием Васищевым в областном архиве были обнаружены документы по национализации Дома Фатьяновых, копии были переданы Анне Фатьяновой. В настоящее время он работает над темой, посвящённой 100-летию революции в России. Мало известно о Февральской революции – как это было в Вязниках, но найдены воспоминания современников.
Анатолий Баёв известен как представитель нынешнего, московского владельца усадьбы С.И. Сенькова, работающий над её восстановлением. По его словам, на сегодняшний день удалось восстановить здание каретника фактически с нуля, и начинается перекрытие крыши. Планируется восстановить и Колодец любви. А.Баёв занимается ещё и деревянным самотечным водопроводом, прежде бывшем в Вязниках, – уникальным сооружением, который, как сказал краевед, может позволить Вязникам войти в число объектов Всемирного наследия Юнеско. Ещё одно направление – восстановление как туристического объекта части печально знаменитой дороги каторжан «Владимирки», несколько километров которой проходят через Вязниковский район.
Приехал на заседание круглого стола и профессор, доктор исторических наук, зав. кафедрой истории, археологии и краеведения ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, председатель Союза краеведов Владимирской области Андрей Тихонов. Он подарил Музею песни книгу «Незабытая война — незабытые судьбы», посвящённая трём полкам, сформированным во Владимирской губернии в августе 1914 года. Как сказал А. Тихонов, в Ковровском и Клязьменском полках было много вязниковцев, есть списки. Книгу можно посмотреть в Музее песни.
Вместе с профессором в Вязники приехали представители Сербии – доктор философии, профессор кафедры философии философского факультета Белградского университета Ирина Деретич и её мать Спованка Деретич, обучавшаяся в своё время в Ленинграде. Во Владимир они были приглашены в связи с празднованием Дня славянской письменности и культуры. На пленарном заседании IX Международной научной конференции «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран: религия, наука и образование», проходившей во Владимирском университете, Ирина Деретич освещала тему «Философия и фильм: Андрей Рублёв», где говорила о философских аспектах фильма. Наряду с преподаванием древнегреческой и немецкой философии она занимается вопросом влияния философии на русскую литературу; основала специальный курс, который выбрали многие студенты. В связи с этим я не могла не спросить, кого из русских писателей она больше всего любит: Фёдора Достоевского или Льва Толстого.
— Может быть, Достоевского, — ответила Ирина Деретич. – Но самый лучший для меня роман, который я читала, – это «Война и мир» Толстого. Каждый раз, читая эту книгу, нахожу в ней что-то новое. Очень хороший фильм по этому роману создал Сергей Бондарчук. Больше всего в нём я люблю сцену, где Наташа Ростова танцует русский танец. Здесь она показала, что она настоящая русская.
Спованка Деретич отметила уникальность Музея песни:
— Работаю журналистом всю жизнь, первый раз такой вижу. Русские – наши братья, чувствую здесь себя как в своём доме. И спасибо большое госпоже Елене Кузнецовой за экскурсию.
Гостям из Владимира и Сербии были вручены подарки; Римме Гариной, Владимиру Цыплёву и Валентину Трондину – благодарственные письма музея. Общее фото на память завершило эту часть музейной ночи. А к очагу культуры уже спешили участники марафона гитаристов, среди которых в этом году было много новых лиц, в том числе и из Коврова.
Комментарии