«Никто не забыт, ничто не забыто»
В № 32 от 4 мая 2017 года в материале «Они не вернулись из боя» «Маяк» рассказывал о найденных в Эстонии и переданных России останках трёх членов экипажа советского бомбардировщика Пе-2, разбившегося при выполнении боевого задания 26 марта 1944 года. Это удалось сделать благодаря работе нарвских поисковиков из клуба «Камерад», которые установили имена погибших, в том числе и вязниковца — штурмана Константина Рогова. 22 июня экипаж Пе-2 будет захоронен на военном кладбище Санкт-Петербурга.
Поисковая работа ведётся постоянно. Отряды добровольцев, объединённые общей идеей и взявшие на вооружение лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто», исследуют леса и болота, ведут раскопки и находят останки погибших участников Великой Отечественной войны. Большая удача, когда удаётся установить личность фронтовика – по документам, серийному номеру самолёта и так далее. Только тогда поисковики считают свою работу по-настоящему выполненной.
В минувшую субботу, 17 июня, сводный поисковый отряд Владимирской области установил памятные доски на местах падения самолётов пилотов Вязниковской военной авиационной школы. В церемонии открытия мемориалов участвовали поисковики из Мурома, Меленок, Владимира. Были здесь и вязниковцы: ветеран Великой Отечественной войны, полковник авиации Вячеслав Викторович Кокорин; сотрудник Вязниковского музея авиации, майор запаса Андрей Жезлов; депутат городского Совета народных депутатов, директор ТРК «Вязники» Людмила Бизяева, председатель вязниковской федерации автомотоспорта Андрей Чудаков. Уникальность события заключалась в том, что бывший инструктор Вязниковской авиашколы Вячеслав Кокорин открывал памятные доски своим ученикам.
— Ещё до начала торжественной части, когда все участники собрались на базе муромского поискового отряда и изучали лётные карты курсантов, Вячеслав Викторович говорил: «Помню вот этого парня, помню», — рассказала Людмила Бизяева. – Погода в тот день была ужасная, постоянно шёл дождь, на полях лежали кучевые рваные облака. Но несмотря ни на что, несмотря на возраст и больное колено, Вячеслав Викторович стоял с офицерской выправкой. Можно только догадываться о том, насколько ему было морально тяжело и больно скидывать брезент с этих мемориалов и стоять на месте гибели учеников.
Михаил Линьков
В мае 2015-го в районе деревни Лесниково Муромского района Владимирской области поисковая экспедиция обнаружила обломки истребителя Ла-5 времён Великой Отечественной войны. Было установлено, что самолётом управлял курсант Вязниковской военной авиационной школы, уроженец Орловской области Михаил Линьков. В январе 1945 года ему предстояло сделать два учебных вылета. Во время второго произошла трагедия.
— Суть аварии до сих пор не ясна, — рассказывает Андрей Чудаков. – Самолёт поднялся на большую высоту. Потом практически вертикально врезался в землю и ушёл на шестиметровую глубину. Во время войны его частично раскопали, извлекли вооружение и часть тела пилота. Поисковики нашли место падения этого самолёта много лет спустя. В основном работал отряд «Контакт» Муромского колледжа радиоэлектронного приборостроения под руководством Константина Тыщенко. Часть самолёта сегодня находится в Вязниковском музее авиации.
Информация о катастрофе и личности летчика была установлена в результате исследований в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации. Вот уточнённые данные. Курсант Вязниковский военной авиационной школы пилотов, младший сержант Михаил Герасимович Линьков, 1921 года рождения. Погиб при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе 22 января 1945 года.
Запись на М.Г. Линькова обнаружили в Книге Памяти Орловской области (том 8, стр. 198), в которой указано, что он родился в городе Орёл и был призван в Красную Армию Орловским ГВК. Отец – Герасим Никитович Линьков.
Поиски родственников Михаила Герасимовича Линькова увенчались успехом. Откликнулись его племянницы, живущие в Орле. Они рассказали, что у лётчика были братья и сестры, которые все эти годы ничего не знали о его судьбе.
Дмитрий Батов
Годом позже поисковики нашли курсанта Батова. Летом 2016 года владимирская областная экспедиция «Герои неба» обнаружила место, где в годы Великой Отечественной войны разбился один из самолётов Вязниковский авиационной школы пилотов. Было установлено, что истребитель Ла-5 базировался на аэродроме «Лопатино» (самом южном аэродроме) и выполнял учебный полёт. Стали известны и данные пилота, им оказался Дмитрий Иванович Батов, 1921 года рождения.
Дмитрий Батов был призван в Красную Армию из Мордовии, деревни Вырыпаево Ромодановского района. Погиб 23 августа 1944 года. Место падения самолёта – 4,5 километра от аэродрома «Лопатино», между деревнями Макаровка и Коржавино.
— В полёте произошло разрушение крыла, — рассказывает Андрей Чудаков. – Дмитрий Батов покинул самолёт, но парашют зацепился за хвостовое оперение. Есть сведения, что лётчик захоронен на одном из кладбищ Мурома, но на каком – неизвестно.
«Два дня взрывались бомбы»
Практически одновременно с самолётом курсанта Батова – в июне 2016 года неподалёку от деревни Ковардицы Муромского района Владимирской области были обнаружены детали бомбардировщика Пе-2.
Поисковики установили, что самолёт принадлежал 321-му бомбардировочному авиационному полку 263-й бомбардировочной дивизии. 1 ноября 1942 года Пе-2 взлетел с аэродрома «Лопатино» Вязниковской военной авиационной школы и через несколько минут полёта упал на лес южнее деревни Ковардицы.
— По воспоминаниям старожилов, в месте падения самолёта два дня взрывались бомбы и патроны, — говорит Андрей Чудаков. – Причина аварии неизвестна, экипаж Пе-2 погиб.
В составе экипажа были пилот, младший лейтенант Василий Павлович Зимнухов, 1917 года рождения, уроженец Рязанской области; стрелок-бомбардир, сержант Фёдор Ефимович Косенко, 1920 года рождения, из Полтавской области Украины; стрелок-радист Фёдор Петрович Сарычев, 1919 года рождения, родом из Пензенской области.
По одним данным все они похоронены на кладбище деревни Лопатино Муромского района, по другим – на кладбище Мурома.
По зову сердца и души
Недавно поисковики отыскали место падения ещё одного вязниковского самолёта Ла-5, на сей раз – под Владимиром. О том, что удастся выяснить исследователям в ходе работы, мы обязательно расскажем в «Маяке».
— Даже ребята-поисковики, наверное, в полной мере не осознают, насколько важна их деятельность, — говорит Людмила Бизяева. – Людская память о той войне крепка не красивыми словами на митингах, а живёт благодаря поступкам неравнодушных людей. Никто их не зовёт вступать в эти поисковые отряды и не заставляет куда-то идти. Это просто зов сердца и зов души. Мероприятие проходило с флагами, красочно. Мы увидели горящие глаза ребят и их отношение к своему делу. Война внесла много неразберихи, но сейчас, по крайней мере, родственники погибших имеют возможность приехать на место гибели. Всё это благодаря работе поисковиков.
Комментарии