Кузницы во Мстёре две, в одной – из стен которой в прошлом году «выплыл» знаменитый мстёрский сазан (памятник, украшающий центр посёлка) – мне удалось побывать.
«Мстёрская кузница» работает с 2013 года и сегодня занимает просторное складское помещение – около 100 квадратных метров – на окраине. Кузнецов двое – Максим Кириков и Александр Никитин. Идея организовать столь необычное и непростое дело возникла у Максима.
— Тогда я работал в Москве, пользовался сваркой и впервые сварил себе лавку. С неё, собственно, всё и пошло – эта лавка до сих пор у меня дома стоит, — вспоминает Максим Кириков. – Нигде специально кузнечному делу не обучался – где-то что-то подсмотрел, что-то подсказали. С коллегами из соседней кузницы обмениваемся опытом. Ну, а сегодня делаем с металлом всё что угодно – вытягиваем, заворачиваем, гнём…
Чёрный металл, нержавеющая сталь – мстёрские кузнецы работают с любым материалом, кроме цветного. Орудия труда – дошедшие из глубины веков молот и наковальня; приспособы, позволяющие, например, согнуть толстый прут в причудливую завитушку; несколько самодельных станков. Кованые вешалки, ворота, беседки, зеркала, каминные наборы, качели, лестницы, мангалы… Из-под рук умельцев выходят самые разные вещи, даже железные розы!
— Работаем как для местных жителей, так и выполняем иногородние заказы, — рассказывает Максим Кириков. — Изготавливаем практически всё – от железных кованых подсвечников до садовых арок и балконов. Одно из наших «фирменных» изделий – банные печи. По ним специализируется мой напарник; технология производства отработана, и на наши печи мы даём пятилетнюю гарантию. За всё время эксплуатации никаких нареканий не было.
— Печь – вещь практичная. А зачем нужна железная роза?
— Железную розу можно подарить девушке, использовать в качестве декорации в саду – где угодно. Область применения зависит от вашей фантазии.
Работа в кузнице, по словам мастера, сезонная – с марта-месяца и до глубокой осени. Тогда Максим и Александр пропадают в ней с утра и до позднего вечера. Иногда времени катастрофически не хватает, и приходится работать без выходных. Сроки у заказчиков очень жёсткие. Так, к Фатьяновским праздникам мастера взялись изготовить несколько «музыкальных» скамеек — совсем скоро мы увидим их возле ГЦКиО «Спутник».
Впрочем, зимой кузнецы тоже не бездельничают. Деятельная натура заставляет творить. В один из зимних январских вечеров Максиму в голову пришла идея мстёрского сазана. Это не был заказ – чистые инициатива и желание. Нарисовали, нарезали, собрали… За две недели сазан был готов. Местная администрация помогла – решила, где и как поставить новый памятник, организовала освещение, оказала кузнецам финансовую поддержку.
— Мать – художник: может, от неё что-то передалось, — отвечает на вопрос о художественном видении Максим Кириков. – Так что проект будущих изделий рисую сам. Иногда (очень редко) люди приносят фотографии того, что хотели бы получить. Но, опять же применительно к размерам дома, комнаты, дверного проёма, приходится в образце что-то добавлять и менять. Мы стараемся не копировать чужие работы, а придумывать и делать свои. Каждая вещь в кузнице получается индивидуальной.
-Сейчас всё большую популярность обретают клубы реконструкторов. От них заказов не поступало?
— Мечи и доспехи – очень сложная штука, целая наука, — говорит Максим. — Этому надо всю жизнь учиться – и то не факт, что получится. По-хорошему, здесь нужен старый кузнец, который захотел бы поделиться накопленным опытом. К сожалению, поблизости такого нет. Кузнец в старину имел свой определённый набор навыков, мы же занимаемся художественной ковкой. У нас другие задачи, и чтобы их выполнить, приходится освоить множество профессий – сварщика, художника и так далее. На нас лежат покраска, работа с деревом, электрика, само кузнечное дело, раскрой, монтаж. А бывают и такие заказы, что даже не знаешь, к кому обратиться. Например, лавки с музыкальными нотами. Как их правильно сложить? Тут нужен музыкант, чтобы объяснил и показал, не то приваришь людям на смех.
В планах у мастеров «Мстёрской кузницы» — расширять и развивать дело. Работа эта тяжёлая и трудоёмкая, но сегодня, похоже, снова начинает пользоваться большим спросом. Разумеется, на станке всё сделать гораздо проще и быстрее, нежели дедовским способом. Но искушённому взгляду сразу видна разница – где штамповала бездушная машина, а где трудились руки кузнеца.
Комментарии