Сказочное ощущение
Родился Б.С. Абанин в Горьком, в победном 1945 году. Его мама, Анна Васильевна Абанина, участница Великой Отечественной войны, была начальником военно-полевого госпиталя. После войны, спустя какое-то время, Анна Васильевна была направлена в Никологоры заведовать амбулаторией.
Все, кто вырос в послевоенные годы, помнят висевшую в доме на стене черную тарелку репродуктора. Тогда по радио передавалось много замечательной музыки. Шли в записи оперы и классические оперетты, концерты мастеров искусств. Борис Селиверстович вспоминает, как ежедневно в 12 часов в течение одной минуты звучал по радио звук «ля» — для настройки камертонов. И еще одно музыкальное впечатление детства осталось в памяти — русские и советские песни во время праздничных застолий. А петь в народе умели, любили и ценили хорошую песню.
Первым преподавателем музыки Бориса Абанина стала выпускница Московского училища им. Гнесиных Ирина Михайловна Петровская, которая в течение года вела уроки музыки в Никологорской школе. Отдельно она занималась с детьми, предрасположенными к музыке. Таких было около десяти человек, и Борис Абанин в их числе. Инструмент стоял в кабинете директора, и дети входили туда по очереди. Видя склонность сына к музыке, Анна Васильевна купила домой пианино. Ощущение, когда Борис коснулся клавиш первого своего инструмента, было, как вспоминает он теперь, сказочным.
«Приходилось много играть и читать»
Следующей ступенью стала Вязниковская музыкальная школа. До сих пор с большим пиететом произносит Борис Абанин имена преподававших там Ольги Николаевны Высоцкой, Матвея Яковлевича Петрова, Сергея Николаевича Павлова-Русинова, обладавших не только большим педагогическим мастерством, но и обширными знаниями, высокой культурой. Выглядеть в их глазах невеждой, по словам Бориса Селиверстовича, «было просто постыдно». Сам он учился блестяще, и когда в школу приехала инспекторская проверка из областного музыкального училища, его уже показывали, «как звезду». Он играл гостям сонату Моцарта и «Баркаролу» Чайковского.
А вскоре он сам стал студентом Владимирского музыкального училища. Класс фортепьяно вела выпускница института им. Гнесиных Наталья Григорьевна Шмелева. С каждым студентом она занималась отдельно, но на занятии, которое длилось без малого 4 часа, присутствовал весь класс: этюды у всех одинаковые, поэтому замечания и рекомендации наставника относились одновременно ко всем. Кроме «своих» на занятии могла присутствовать и «публика» — студенты и преподаватели других классов и отделений. «Ощущение было, как на сцене», — вспоминает Борис Абанин. Это помогло в дальнейшем уверенно чувствовать себя в качестве солиста на сцене областной филармонии, а также на сцене ДК химзавода, где он исполнял концерт №2 Рахманинова в сопровождении духового оркестра, в составе которого также было немало студентов музыкального училища.
Но всего этого не было бы без упорного труда. В годы учебы приходилось заниматься по 5-6 часов в день самостоятельно. Для этой цели Борис Абанин «снимал» инструмент, как делали многие иногородние студенты. И читать приходилось много для общего развития. Студентам составляли большие списки литературы, начиная с времен античности. Многих авторов они открывали для себя впервые. Обогащали и значительно расширяли кругозор совместные поездки в Большой театр, Консерваторию, Третьяковскую галерею. Были и другие поездки – осенью на картошку в Юрьев-Польский район. Но и здесь помощь колхозу совмещалась с полезным досугом. Студент Абанин, например, осваивал игру на скрипке, инструмент брал у приятеля-скрипача. А еще он отыскал место знаменитой битвы при реке Липеце, описанной историками Карамзиным, Костомаровым и Соловьевым, а позднее упомянутой Солоухиным во «Владимирских проселках».
«Это незабываемо»
Но вот годы учебы позади, и Б.С. Абанин приступает к работе в Вязниковской музыкальной школе. Он ведет класс фортепьяно и все свои знания, талант и мастерство отдает детям. О результатах его труда можно было судить по выступлениям его учеников на отчетных концертах школы, на городских и областных конкурсах. Сам Борис Селиверстович дважды в год давал сольные концерты, выступая на клубных сценах района.
Он и своим ученикам много играл на занятиях Моцарта, Бетховена, Чайковского. Одна из первых его учениц, а ныне директор школы искусств, Любовь Алексеева так вспоминает: «Я как сейчас вижу наше первое занятие: он сидит за роялем и играет «Лунную сонату» — это незабываемо. Ну а потом мы начали играть с ним гаммы, ведь с этого начинается путь к большой музыке. Он приходил в школу рано, подолгу играл, знал наизусть весь учебный репертуар. Он умеет найти «ниточки» к каждому своему ученику, безошибочно определить степень их музыкальной одаренности. И буквально в каждом его выпуске зажигалась яркая «звездочка»: Эвелина Волкова, Лена Павлова, Алена Жаркова, Маша Сиднева, Александр Коломиец, сейчас — Даниил Сергеев…»
«Звездочки» Бориса Селиверстовича
Коль скоро речь зашла о «звездочках», то самым сильным впечатлением, по признанию Б.С. Абанина, стало для него выступление его учеников — Александра Гаврилюка и Людмилы Тарасовой — на международном конкурсе в Чехословакии. Ответственность колоссальная – все-таки представляли страну. Соперничать пришлось с воспитанниками спецшкол из Берлина, Праги, Риги, Таллина… Когда после блестящего выступления Александра Гаврилюка его окружили журналисты, то многие были удивлены, что он родом из небольшого поселка Никологоры.
Через год на том же конкурсе лауреатом стала и Людмила Тарасова. Среди своих учеников Б.С. Абанин отмечает её самобытность. Он вспоминает, как во время ее исполнения Большой сонаты Чайковского соль мажор в четырех частях одна из преподавательниц консерватории сказала своим коллегам: «Она играет так, как дай Бог играть нашим профессорам. Это настоящий русский самородок». Сейчас Людмила живет в далекой Коста-Рике, преподает фортепьяно в университете.
И, конечно, нельзя не назвать Елену Павлову, участницу III Международного конкурса юных исполнителей им. Чайковского в Москве. Она достойно выглядела среди сверстников из США, Японии, Китая, а также Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, городов с высочайшей музыкальной культурой. В том же году, сдав все экзамены на отлично, Лена поступила в училище при Московской консерватории, а сейчас уже сама преподает там фортепьяно.
Еще одна воспитанница Б.С. Абанина, Маша Сиднева, исполняла Вальс № 6 Ф. Шопена в Концертном зале Чайковского на открытии осеннего филармонического сезона . А совсем юная Алена Жаркова стала лауреатом международного конкурса в Чехословакии, после чего выступала в Рахманиновском зале Московской консерватории, представляя Владимирскую землю вместе с хором Эдуарда Маркина и оркестром Анатолия Антонова.
Многие воспитанники Бориса Селиверстовича продолжают профессионально заниматься музыкой. Марина Гурбанова — преподаватель фортепьянного отделения ДШИ им. Л.И.Ошанина, Лариса Денисова – концертмейстер ГИТИСа, Александр Гаврилюк трудится в Санкт-Петербурге — в музыкальной школе им. Н.А. Римского-Корсакова и в Мариинском театре. Не удивительно, что самого Бориса Селиверстовича не раз приглашали на работу и за границу, и в крупные российские города с обещанием всех благ. Он на это отвечает просто и лаконично: «Там-то найдется кому поработать со способными учениками, но здесь я нужнее».
Нет предела совершенству
Трудно поверить, глядя на этого подтянутого, по-юношески стройного и подвижного человека, что в этом году коллеги и друзья шумно и весело отметили его 70-летие. Наверное, секрет его молодости в том, что он полностью реализовал себя в профессии, а еще — в неустанном самосовершенствовании, неутолимой жажде познания нового. Он быстро освоил компьютер и был одним из первых его пользователей. И еще один секрет — в здоровом образе жизни, в регулярных занятиях спортом, с которым не расстается с детства. Например, он был членом сборной по лыжным гонкам на областных соревнованиях, прыгал на лыжах с большого трамплина во Владимире, в одиночку, без страховки, совершил рискованное горное восхождение. Ему принадлежит зафиксированный рекорд погружения в воду на 20-метровую глубину. Сам он на спортивных достижениях внимание не акцентирует, поэтому приходится говорить об этой стороне его жизни вскользь, беглой строкой.
Сейчас Борис Селиверстович Абанин продолжает трудиться на фортепьянном отделении ДШИ им. Л.И. Ошанина, которая — в числе 50-ти лучших школ России. В этом, конечно, и его немалая заслуга. Не напрасно директор школы, Заслуженный работник культуры РФ Л.Б. Алексеева так высказывается о нем: «У Бориса Селиверстовича консерваторский уровень преподавания. В области все знают, кто такой Абанин. Говоря современным языком – это бренд нашей школы. Лично я горжусь тем, что училась у него, что он работает у нас в школе».
Сам Б.С. Абанин полон сил и желания двигаться дальше, несмотря на то, что с нынешним поколением непросто работать. Его настораживает низкий уровень знаний и общей культуры учащихся, правда, есть исключения, которые радуют. Думается, что в общении с таким уникальным преподавателем его ученики сумеют развить более разносторонне свой интеллект, духово обогатятся и станут, говоря словами самого Бориса Селиверстовича, «умнее, сосредоточеннее, с более высоким понятием о жизни».
Фото автора.
Комментарии