Не разочароваться в профессии
Сегодня в ВШНИ обучаются 125 студентов — это практически в 3,5 раза больше, чем было четыре года назад. Однако дальнейшие перспективы этих ребят, как и всей отрасли в целом, остаются туманными.
— Продвижение народных художественных промыслов идёт сложно, — сходу заявил глава администрации МО посёлок Мстёра Дмитрий Наумов. – Очень мало нашей мстёрской молодёжи стало выбирать профессии, связанные с народными промыслами. Поэтому мы бы хотели обозначить основные проблемы отрасли – это сохранение традиций и преемственности поколений; соблюдение канонов.
Владимир Лопухов согласился, что одна из самых главных проблем – это отсутствие преемственности поколений. Если так продолжится, то профессия художника в посёлке и вовсе может оказаться на грани вымирания. Студенты училища подтвердили опасения руководителей. В дальнейшем кто-то из них планирует заняться иконописью, кто-то желает попробовать себя в росписи мебели и декоре интерьеров, а одна из девушек и вовсе откровенно говорит, что станет жить на зарплату мужа, так как возможности заработать профессией нет.
— Одна из важнейших задач — это чтобы человек после окончания учебного заведения не разочаровался в профессии и не ушёл в мебельщики или торговать на рынок. Каждый должен иметь возможность пойти работать по специальности, — сказал глава района. — Поэтому, возможно, надо работать с департаментом по труду, департаментом культуры, чтобы те предлагали места для дальнейшего трудоустройства. Если учащиеся не будут иметь будущего, ни о какой преемственности не может быть и речи.
— Когда мы заканчивали обучение, мы твёрдо знали, что будем делать. Шли на фабрику и были уверены, что там будет место, — подметил заслуженный художник России Владислав Некосов.
Парадокс заключается ещё и в том, что художественные мастерские нуждаются в новых специалистах, но предложить достойных условий не могут.
— Средний возраст наших работников – 52 года. Конечно, мы заинтересованы в молодых кадрах, — говорит директор ПК «Центр традиционной мстёрской миниатюры» Ирина Брюханова. — Почему к нам не идут? Маленькая зарплата, большие требования… Частники, в отличие от нас, могут сразу платить наличкой. Помещения под производство у них нет, налоги платят небольшие. Нам сложно с ними конкурировать, но зато за эти годы мы сохранили качество продукции и технологию. Технология эта очень дорогостоящая, и не каждый сможет купить нашу продукцию, но поступиться качеством мы тоже не можем. Получается замкнутый круг…
Как разорвать этот круг, пока неясно, но диспропорция в распределении заработной платы в отрасли отпугивает многих начинающих художников.
— Понятно, что студенты не хотят работать на кого-то и получать малую часть от стоимости работ. Каждый из них хочет быть известным автором, чтобы были свои заказчики, но вначале всем приходится очень сложно. Они хотят быть под какой-то опекой, — считает директор мстёрского филиала ВШНИ Полина Гусева. — Наши студенты ежемесячно получают академическую стипендию – 3600 рублей, почти все получают ещё и социальную стипендию – это плюс ещё 4000. Если ребята учатся на «четвёрки» и «пятёрки», это повышенная стипендия – 5400. То есть ежемесячно выходит 9400 рублей. И когда они приходят на фабрику и получают там очень маленькую зарплату, то желание работать пропадает.
В общем объёме мстёрские артели по итогам 2017 года произвели продукции на 85 миллионов рублей, из них треть суммы составила лаковая миниатюра, остальная часть — за иконописью.
На конкурсной основе
Подготовка ребёнка к выбору профессии, определение склонности к тому или иному занятию начинается с детства. Большую работу по выявлению предрасположенностей и знакомству с творчеством проводит заведующий отделом научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, экскурсионно-массовой работы МБУ «Мстёрский художественный музей» Татьяна Коткова. Татьяна Евгеньевна регулярно посещает мстёрский детский сад, где рассказывает ребятам об искусстве и помогает малышам делать первые творческие шаги. Эти дети потом с удовольствием приходят в Мстёрскую детскую школу искусств. А дальше снова тупик.
— Родители не видят перспектив, кем будет их ребёнок после обучения, поэтому надо работать и с родителями тоже, — считает заместитель директора Мстёрской детской школы искусств Ольга Щурова. — Для этого нужно повышать престиж творческих профессий, быть на виду. В прошлом году мы участвовали в десяти международных конкурсах, в которых приняли участие 30 учащихся, 12 из них стали победителями и призёрами. Мы участвовали в восьми всероссийских конкурсах и всего в двух областных. На уровне области нам пробиться очень сложно, поэтому неплохо было бы проводить почаще такие конкурсы у нас.
Идея творческого конкурса быстро нашла одобрение. Принято решение, что это будет не узконаправленное мероприятие, а масштабный конкурс художественного искусства, в котором примут участие все желающие. Кроме этого, проведение выставок и творческих мероприятий, направленных в первую очередь на поддержку молодых художников, должно стать традицией.
— Раньше проводились областные, зональные, республиканские и всесоюзные выставки. К каждой выставке государство заключало договоры и в полной мере поддерживало художников. Потом работа шла в музей, — вспоминает Владислав Некосов. — Сегодня даже хорошие работы не покупают ни музей, ни Министерство культуры. Художник кладёт все работы в стол, а многие переходят на более прибыльную иконопись.
Пытаясь заработать, художники нередко забывают о высокой цели искусства.
— Если человек не почувствует вкус творческой борьбы, у него не будет стимула для развития. Многие, даже члены Союза художников, не участвуют в выставках, а всё продают и являются членами Союза только по билетам, — сетует председатель мстёрского отделения Союза художников России Анатолий Якимочев. — При этом, чтобы, к примеру, получить звание заслуженного художника, нужно 20 лет быть членом Союза художников и участвовать во всех выставках; должно быть определённое количество наград — грамот, благодарностей, иначе документы даже рассматриваться не будут.
Туристический бренд
Развитие народных промыслов в посёлке мастеров неразрывно связано с развитием туристической привлекательности. Сегодня туроператоры готовы привозить во Мстёру туристов, многие из них это делают, но только по пути в другие города. Комитет по туризму администрации Владимирской области разработал маршруты, в которые включена Мстёра, и выпустил буклеты, где также содержится информация о посёлке. По словам директора МАУ «Центр развития туризма Вязниковского района» Натальи Мельниковой, удержать туристов хотя бы на пару дней можно — периодически туроператоры даже интересуются, не появилась ли в посёлке гостиница, но насколько это целесообразно на сегодняшний день – непонятно.
— У нас была идея построить здание, первый этаж которого сделать художественным салоном, а второй – гостиничным, — рассказал Владимир Лопухов. — Но если в художественном салоне никто ничего не покупает, а на втором этаже находятся полтора туриста – для кого это здание нужно?.. Поэтому начнём с того, что гостиничный комплекс развивается там, где людям интересно. К примеру, в Суздале чуть ли не каждое подворье имеет несколько комнат, чтобы принять туристов. За прошлый год при 12 тысячах населения они приняли миллион семьсот туристов. Население города Вязники – 40 тысяч, мы приняли порядка 15 тысяч туристов. Нужно начать с себя. Что мы можем предложить? Также мы должны понимать, что та же лаковая миниатюра не является предметом первой необходимости. Это не хлеб и не соль. И она не всегда работает на туриста. Настоящее произведение искусства может купить только знаток, коллекционер или человек, влюблённый в мстёрскую лаковую миниатюру. Поэтому сегодня должно быть место и для массовой продукции, которая будет стоить не очень дорого и станет приемлема для туристов.
— Туристы, посещающие Мстёру, хотят купить недорого, но красиво, — подтвердила Наталья Мельникова. — В качестве подарка в основном покупают дорогие шкатулки, иконы, броши. Туристы разные, они необязательно богатые. Есть много групп, где люди хотят, например, купить магнит, ту же брошку, и они не могут потратить на сувенир крупную сумму.
Создание единого бренда Мстёры, объединение всех видов народных промыслов под одним крылом должно стать первым шагом на пути развития туристической привлекательности посёлка.
— Нужно объединиться и работать всем сообща, — заключил Владимир Лопухов. — Отдельно существующие артели и предприятия не способствуют формированию единого бренда. Нужно наладить контакты со всеми пятью артелями, которые есть во Мстёре; вместе подумать, как создавать достойные условия для работы и развития промыслов.
— Я 25 лет ждал этого разговора, — говоря о важности затронутых тем, позже заявил Владислав Некосов.
Встреча позволила обозначить проблемы отрасли и наметить пути их решения. Повторное совещание с руководителями артелей и учебных заведений, где будут сформулированы конкретные решения и резолюции, запланировано на первый квартал наступившего года.
Комментарии