Не сотвори себе кумира», — гласит заповедь. Но такие уж мы. Если не поклоняемся, то, по крайней мере, сильно впечатляемся другими людьми. Относимся к ним с глубочайшим уважением. И это хорошо. Это правильно.
На днях Всероссийский центр изучения общественного мнения рассказал о результатах исследования, посвящённого главным русским кумирам XX века. На первом месте – барабанная дробь! – Юрий Гагарин. На третьем – Георгий Жуков.
Но сегодня хочу написать о том, кто занял второе место. Многие читатели наверняка догадались, что речь о Владимире Семёновиче Высоцком.
Имя этого человека знакомо почти каждому россиянину — лишь 1% респондентов услышал его впервые во время опроса, проводимого социологами. Зато почти все называли творчество Высоцкого всенародно любимым. А две трети россиян (67%), знакомых с работами Высоцкого, считают, что он оказал сильное влияние на формирование взглядов своих современников и последующих поколений.
При этом Высоцкий у каждого свой. Хорошо помню раннее детство. Отец покупает магнитную плёнку и в тот же день записывает на бабины подборки песен Владимира Семёновича. Вечером мы усаживаемся на полу комнаты, папа включает магнитофон. Из динамика раздаётся хриплый голос барда…
Мне, мальчишке, сложно было осмыслить песни про охоту на волков или привередливых коней – дикий восторг вызывали куплеты про боксёров, профессионалов – «отчаянных малых» и сказочных персонажей вроде Соловья Разбойника…
А потом, уже в студенчестве, на каких-то посиделках в общежитии с песнями под гитару я как загипнотизированный слушал «…соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял». И был не в силах оторвать взгляд от любимой девчонки.
Творчество поэта, музыканта и актёра было одновременно очень разным и цельным. Таким остаётся и его образ. Сегодня социологи обращают особое внимание на то, что россияне ценят Владимира Семёновича не только как многогранного артиста, но и как личность. Многие в то время ломались, словно мелкий хворост. Высоцкий жил, любил, творил и не врал. Наверное, этим во многом и запомнился.
Появляются ли сегодня новые Высоцкие? Как по мне – нет. А хочется, чтобы появились, и мы увидели, скажем так, масштаб личности. В этой связи поделюсь ещё одним ощущением. Современные артисты часто перепевают хиты прошлого. Композиции того же Виктора Цоя в современной обработке звучат чуть ли не глубже и интереснее. Вещи, что дарил с экранов телевизоров ещё один любимец соотечественников Андрей Миронов, и сегодня исполняются и звучат «на ура». А песни Владимира Семёновича, из которых тоже составляют целые концерты, звучат совсем не так. Или вообще никак.
Как думаете, почему?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Комментарии