«Ныряя в цветов разноцветную поросль, завидовал серенький им воробей: «Ах, вот бы стать ярким, заметным и броским, чтоб все в изумленье застыли, ей-ей!» А дивная роза, красою богата, шептала: «Как жалко, что я не крылата…». Действительно, умение ценить то, что имеешь, быть благодарным судьбе за каждый прожитый день – дорогого стоит и доступно далеко не каждому. Те же, кто осознал эту простую истину, живут и творят вопреки всему – обстоятельствам и болезням, неудачам и невзгодам… Если начнёшь себя жалеть, то ни на что другое времени не останется! И они живут, созидают и побеждают, подобно автору этих стихотворных строк, вязниковскому писателю и поэту Владимиру Герасимову, который 13 апреля отметит свой юбилей.
Поэт, писатель, журналист
Владимир Михайлович вспоминает, что писать начал с 10 лет. В санатории, где мальчик проходил курс лечения, что-то вдруг нахлынуло… Разом исписал всю школьную тетрадочку, а потом, как говорится, пошло-поехало. Уже в школьные годы, когда Владимира Герасимова спрашивали о выборе будущей профессии, он уверенно отвечал, что хочет стать писателем.
Мальчик, прикованный к инвалидному креслу, мало общался с людьми и очень много читал. На долгое время именно книги стали его надёжными товарищами. Однако Владимир понимал, что этого недостаточно. Чтобы узнать о жизни, одного чтения недостаточно, нужно открыть дверь и выйти в мир. Такой дверью стала для него журналистика.
— Мне захотелось избавиться от внутреннего стеснения, — вспоминает Владимир Михайлович. – Стал писать в газету «Маяк». С ней я сотрудничаю давно, первая публикация была в 1969 году. Писал о людях, своих земляках, о прочитанных книгах, увлекался краеведческими темами, писал зарисовки о природе… Потом начал сочинять стихи и потихонечку публиковаться.
Начинающий писатель и журналист понимал, что нужно продолжать учиться, и в 1976 году поступил не куда-нибудь, а в Литературный институт имени Горького города Москвы. Это учебное заведение считалось очень престижным, в своё время его окончил ещё один наш известный земляк, поэт Юрий Мошков. В столицу Владимира Герасимова возил его брат-художник Сергей. К слову сказать, Сергей всегда принимал и принимает самое активное участие в жизни и творчестве Владимира. Так, например, он оформлял некоторые книги, а при издательстве других помогал финансово.
— Когда работал журналистом, то ездил в рейды с сотрудниками ГАИ, — говорит Владимир Михайлович о ранних годах своего творчества. – Думал, что они не будут со мной возиться, но они ездили! Даже ночью за мной приезжали, мне это очень нравилось. Заметки об этих рейдах в «Маяке» печатались и в областных «Происшествиях». А ещё был в «Маяке» проект «Планета детства», где вязниковские ребята публиковали своё творчество. Сейчас я открыл группу «Детская тусовка» в «Одноклассниках», что-то присылают туда. Хотя, конечно, сегодняшняя молодёжь не так активна, как раньше.
Первый сборник
Владимир Михайлович показывает мне несколько поэтических сборников, детские книжки… Есть даже книга сказок в твёрдом переплёте «Чудеса средь бела дня». В неё вошли и стихотворные «Сказки-пересказки», и «Вязниковские небыли», и сказочные истории, написанные в своё время для маленького сына Коли.
За годы писательской деятельности из-под пера Владимира Михайловича вышло множество удивительных произведений: где-то – задорных и радостных, где-то – наполненных щемящей грустью, где-то – пропитанных тонким юмором… Печатался когда за свой счёт, когда – брат спонсировал, а когда – помогала администрация Вязниковского района. Книжечку стихов «Отражение души» автор подписывает и дарит мне на долгую память.
И всё-таки особо запомнилась Владимиру Герасимову самая первая книга. В 90-е годы «Маяк» выпустил тонкую брошюру – вкладку в газету. Тираж тогда был огромным, и с творчеством Владимира Михайловича смогли познакомиться тысячи читателей.
— Первый сборник в «Маяке» — это чудо было! – восклицает писатель. – Мне тогда несколько экземпляров Донат Андреевич Обидин прислал почтой. Сборник прилагался к каждой газете, но не будешь же выкупать весь тираж?!
Поэт пишет стихи на разные темы – о малой родине и природе, доброте и любви, увиденном и пережитом…
Давай не грустить
В осеннем лесу
На празднике листопада.
Деревья себя
Не в жертву несут,
И жалости им не надо.
Прекрасны всегда
Обновления дни.
Ведь это по доброй воле
В последнем костре
Сжигают они
Свои пережитые боли.
Ну и, разумеется, львиную долю творчества Владимира Герасимова занимает детская литература. А ведь написать сказку так, чтобы она была интересна взрослым и доступна детям, – очень сложно! Похоже, Владимир Михайлович в совершенстве овладел этим мастерством. Сегодня книги вязниковского сказочника есть во всех детских садах и библиотеках.
Ещё одно направление творчества писателя – краеведческие и исторические произведения. К работе автор подходит вдумчиво. Даже если в основе сюжета художественный вымысел, для Владимира Герасимова очень важно сохранить историческую достоверность.
— Даже когда писал «Следы на снегу», проверял: были лыжи в то время или нет, — говорит Владимир Михайлович. – Нужна настоящая фактура, главное – не отступить от исторической истины. А вообще, исторический роман «Следы на снегу» изначально был поэмой! Блокноты исписал, но не понравилось, тяжеловесно получалось. Татьяна Малышева и Борис Симонов прочитали, им тоже не понравилось. Тогда я решил переписать историю прозой – получилось! Некоторые отдельные стихотворные кусочки, кстати, я сохранил.
Вязниковский Робин Гуд
Работает писатель больше ночами — привык так с детства. Иногда до 5 утра засиживается. Днём же часто приходят, отвлекают…
— Пишу потихоньку. Иные авторы увлекаются и не замечают ничего кругом. У меня не так, — рассказывает Владимир Михайлович. – Иногда сядешь, прочитаешь и сам удивляешься: как это смог так написать?! Как будто получил послание свыше!
Вспоминая прожитые годы и сравнивая писателей и журналистов советского и российского периодов истории, Владимир Герасимов делает неутешительный вывод о том, что писательская работа, по существу, не ценится. И редакторы получают зарплату, и художники, а сам автор – практически ничего. Разве что моральное удовлетворение. Впрочем, это тоже хорошо.
— В советское время не всё публиковали, что напишешь, вымарывали, — говорит писатель. – Помню, как решил в своём посёлке создать литературно-дискуссионный клуб. Сделал рекламу, назначил место и время сбора. Но советская власть насторожилась. Литературно-дискуссионный? Это о чём они там дискутировать собрались?! И на всякий случай в этот день и в это время меня пригласили на какое-то мероприятие. Я говорил о том, что на это время уже назначено заседание. Но мне ответили, что всех, кто придёт, будут переправлять. Разумеется, никого ко мне не прислали. Вот так мягко наш клуб прикрыли.
Сегодня Владимир Михайлович трудится над брошюрой, которая должна пробудить у туристов интерес к Вязниковскому району.
— В Вязниках был такой благородный разбойник, как Робин Гуд у англичан. Он грабил богатых и отдавал всё бедным, — рассказывает писатель. – На эту тему я сочинил повесть. Сейчас её должны издать благодаря поддержке Игоря Владимировича Зинина.
Безусловно, писательство – дело всей жизни Владимира Герасимова. Однако и в остальных сферах он всегда старался активно проявлять себя. Например, возглавлял Вязниковское отделение общества инвалидов. У Владимира Михайловича была мотоколяска, на которой он объездил весь район. Тогда в посёлках создавали первичные организации и собирали средства. Как вспоминает писатель, по сборам наш район был первым во Владимирской области.
Сегодня у Владимира Герасимова два самых дорогих и близких человека – брат Сергей и жена Татьяна. Татьяна – символ всей его жизни.
О любви настоящей пишут стихи,
Жар сердечный стараясь унять,
И, наверное, нет горячее строки,
Что заносят, как тайну, в тетрадь.
Если кто-то чужой
пусть всего лишь на миг
Вдруг заглянет в тетрадку ту,
Он смутится,
как будто врасплох застиг
Обнаженной любви красоту.
А ещё у писателя есть сын, и три внучки учатся в школе.
— Не надо быть злым и не надо обижаться на жизнь, — говорит Владимир Герасимов. – То, что нам дано природой, надо благодарно принимать. Ну что толку плакаться? Конечно, бывало грустно, особенно в детстве, когда все бегали, гоняли в футбол, а я сидел. Но так уж получилось… У меня есть семья и любимое дело, и не скажу, что я был обделён. Думаю, что всё у меня получилось и сложилось.
Редакция «Маяка» от всей души поздравляет Владимира Михайловича с юбилеем, желает ему счастья и новых творческих успехов!
Фото из архива В. Герасимова.
Комментарии