Со взглядами исследователя мне довелось познакомиться на первом заседании медиаклуба «Центр», где собрались журналисты из всех регионов ЦФО.
«Автопилот – это только начало»
Однозначно можно сказать, что в перспективе технологии станут дешевле, доступнее и эффективнее. Через тридцать лет человека в машине не будет. Может быть, в ней не будет и руля. Естественно, я сейчас говорю о развитых странах — о Германии, Японии и других. Более того, в перспективе в разных странах появятся законодательные нормы, которые будут наказывать людей за управление автомобилями, потому что человек за рулем – это опасно, а робот – безопасно.
Заменит ли компьютер интуицию и предчувствие? Давайте разберемся. Управляя автомобилем, человеку нужно быстро анализировать ситуацию, когда вокруг много движущихся объектов. У него есть некий набор параметров на приборной панели. Никакой лирики. Пока скорость реакции человека в нестандартной ситуации выше. Но в будущем машина будет анализировать и контролировать происходящее лучше, чем человек.
Причем это будет не искусственный интеллект. Речь идёт о машинном обучении и нейронных сетях. Эти сети научатся делать что-то лучше нас. Например, синхронно переводить с одного языка на другой или распознавать мимические реакции человека, или управлять тем же автомобилем. Автопилот – это только начало.
Возьмем поезда. Уже сегодня машинист находится в кабине, чтобы контролировать, горят ли все лампочки, нет ли сбоев в работе системы. Поезд под управлением аппаратного комплекса сам в нужном месте разгоняется, где надо – притормаживает. Хотя опять-таки есть места в нашей стране, где машинист, условно говоря, чуть ли не толкает паровоз впереди себя. Я, повторюсь, говорю не о том, что будет повсеместно, а об общих перспективах развития.
Без пробок и аварий
Справедливости ради, нужно сказать о моральном аспекте. Допустим, по автомагистрали в машине под управлением робота едут три человека, а по «зебре» идет группа детей. Чисто гипотетически возникает аварийная ситуация. И она для машины сложна. Как поступить? Робот должен «бросить» авто в кювет, чтобы погибли пассажиры? Или нужно просто тормозить, но тогда машина врежется в людей на пешеходном переходе?
Однозначного ответа нет. И поэтому, вероятно, при всей роботизации, там, где есть опасность для жизни, в контуре управления будет оставаться человек. К слову сказать, в оборонной промышленности «интернет вещей» существует с 60-х годов прошлого века – взять хотя бы РВСН и системы противовоздушной обороны. Но до сих пор последнее решение – пускать ракету или нет – остается за человеком.
Будут ли дороги будущего подходить для машин будущего? Что будет с пробками и скоростным режимом? А не нужно будет ездить со скоростью 130 километров в час. Если система работает так, что пробки не возникают, хватит и скорости в 30-50 километров в час. А дороги кое-где и сейчас в порядке.
Давайте подумаем, где в этой системе координат должны располагаться «мозги»? С одной стороны, все машины могут управляться из какого-то общего центра. Или же каждая машина будет достаточно умна, чтобы принять решение сама. Вопрос спорный.
Экономически эффективнее строить единый центр управления. Однако возникает проблема: а если помехи в системе связи?
Другая альтернатива – мультиагентные системы. Сегодня это понятие звучит довольно часто. В таких системах каждый элемент – некий автоматизированный комплекс, который имеет свою задачу и не управляется извне.
Такие технологии сегодня применяются на высокотехнологичных складах. Каждый товар – со своей электронной меткой. Его автоматически доставляют в ту зону, где он должен храниться. Систему можно назвать мультиагентной, когда сам товар сигнализирует: «Я знаю, куда меня отвезти. Я испорчусь через три дня, и меня нужно употребить». То есть вещь является не пассивной, а активной.
Борис Глазков, директор Центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком»:
— Сейчас много говорится о сбоях в роботах и машинах. Да, от них никто не застрахован. Но нужно понимать, что машина – это программа. У нее есть четко прописанные алгоритмы действий. Если программе сказать, что человека нельзя убивать, она его никогда не убьет. Все-таки машины и люди очень различны…
О развитии биохимии
Тему бытовых изменений, которые принесет «интернет-вещей», можно развивать долго. Сегодня речь идет об умных очках-камерах; об унитазах, которые сами берут анализы; о роботах-пылесосах – такие уже продаются не только в Москве. Умный чайник, умный будильник, умный телевизор… Зубная щетка, которая будет анализировать состояние ротовой полости. В вашем доме появятся коммунальные счетчики, с которых не нужно списывать показания – данные будут поступать в специальные центры автоматически.
Все это разрабатывается, тестируется. Наш быт в скором времени определенно станет легче.
Но есть и скепсис.. Возьмем унитаз: пусть он берет анализы и оценивает здоровье, но там же еще вода водопроводная. О какой чистоте анализов можно говорить?
К тому же, наша реальность такова, что в стране часть населения живет у черты бедности. Зарплаты увеличиваются медленнее инфляции. Я не знаю, что должно подвигнуть простого человека купить, скажем, умный чайник. Человеку не до этого! Так что пока сложно понять, какой рынок сбыта будет у всех этих модных устройств и гаджетов.
Зато есть спрос на промышленный «интернет вещей» — точку роста в кризисные времена. Сегодня это покупается, поскольку предприятия — крупный бизнес, значительные производственные системы — заинтересованы в оптимизации процессов.
И еще одна отрасль, где можно ждать прорыва – здравоохранение. Гораздо важнее найти панацею от рака, чем полететь на Марс. Будут умные лекарства, позволяющие анализировать состояние здоровья пациента и корректировать его. Биохимия настолько разовьется, что через 20-25 лет многие показатели – давление, уровень холестерина и так далее – можно будет контролировать и исправлять в полуавтоматическом режиме. И даже удаленно, безболезненно корректировать вес человека. Не придется тратить время на беговые дорожки…
Вопросы морали и безопасности
Мне кажется, развитие технологий больше всего будут тормозить два момента – вопросы безопасности и вопросы морали.
Что касается морали, это, в том числе, тема «большого брата», когда человеку негде скрыться. Все его действия контролируются системами. Преступность – ниже, но свободы меньше. Я называю сейчас лишь один момент, на самом деле все гораздо сложнее.
О безопасности. Да, ядерный реактор очень эффективен. Но пока он не стоит у нас в каждом доме – и неспроста.
Или, например, наши персональные данные, которые государство пытается защитить. Если кто-то вдруг узнает некую персональную информацию обо мне или о вас, это будет крайне неприятно. Но с личного уровня выйдем на глобальный, когда злоумышленники внедряются в промышленный «интернет вещей» и, например, дистанционно останавливают нефтепровод или отключают энергоснабжение в каком-то городе, области. Согласитесь, это намного опаснее.
Сейчас, насколько я знаю, 90 процентов турбоагрегатов на наших ТЭЦ производятся за рубежом. Эти агрегаты тоже становятся «умными» – они передают информацию о себе, телеметрию. Указывают частоту вращения, степень нагрева и массу других параметров. Это большой объем информации, большой трафик, который «утекает» за рубеж. Все дело в том, что такое программное обеспечение внедряют в свои агрегаты как раз иностранные производители.
Сегодня это — «ручейки» трафика, но спустя несколько лет массивы серьезно вырастут. Там, где есть канал приема информации, возникает канал управления. Попросту говоря, турбину можно «вырубить».
Этот короткий пример говорит нам о том, что промышленный «интернет вещей», с одной стороны, позволяет выстраивать более эффективные бизнес-модели. Но с другой, несет в себе серьезные опасности.
Сейчас государство ставит задачу о переносе серверов с персональными данными из-за границы на территорию России. Может быть, пора задуматься и о переносе данных технологических. Ведь, подчеркну, промышленный «интернет вещей» – в энергетике, оборонной промышленности и других сферах – будет касаться всех и каждого. Плохо, если «умный холодильник» не подаст сигнал о том, что кефир прокис, и мы его выпьем. А если внезапно будут обесточены все холодильники?
Уверен, промышленными технологиями необходимо плотно заниматься. Нужны новые проектные решения, бизнес-модели, работа над стандартами. Среда этому благоприятствует. Очень дешевый вычислительный ресурс. Очень дешевая электроника. Очень дешевый трафик и гораздо более мощные технологии. Эта волна суммируется и накатывает на нас. Она и обеспечит развитие промышленного «интернета вещей».
- По прогнозам специалистов, использование самоуправляемых автомобилей в будущем на 90% снизит число ДТП и на столько же сократит расход топлива и время в пути.
- К 2021 году компьютерные программы будут создавать шедевры искусства не хуже людей-современников. Речь идет о музыке, скульптуре, литературных произведениях и т. д.
- В Уэльсе фермеры создают «интернет овец» — животных оснащают специальными сенсорами, которые будут сообщать о передвижении и поведении стада.
- Во Франции разработан робот «Ромео», который может стать лидером в сфере ухода за пожилыми людьми. Как уверяют разработчики, данный персональный помощник наделен правдоподобными эмоциями. Он может ходить, видеть, слышать и разговаривать. В 2016 году планируются испытания машины в реальных условиях. После этого робот попадет в дома престарелых.
Комментарии