16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
09:32, 18.09.2018

Наедине с «Прометеем»

/ Культура

Имя художника Кирилла Ведерникова сегодня известно далеко за пределами Вязниковского района и Владимирской области. Самые знаменитые монументальные работы нашего земляка украшают улицы крупнейших городов страны – Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Астрахани. Картины, в которых традиции древней Руси тесно переплетаются с тенденциями индустриального мира, по-настоящему самобытны и в то же время узнаваемы и близки каждому соотечественнику. В них есть то, о чём мы грезили в детстве, чем восхищались в зрелые годы, о чём будем грустить в старости.

Не работа, но служение

В мастерской Кирилла Ведерникова просторно и тихо. За окнами сгущается сумрак, суета рабочего дня постепенно уходит. Картины и наброски, штанга под подоконником, пара кресел, столик с чашками – вот и вся обстановка. Несколько ярких ламп высвечивают изображения. В стилизованных плоских образах узнаёшь прикованного к скале Прометея, сюжеты древнегреческой мифологии, царя Соломона, библейские мотивы, славянские города и христианские распятья. В каждой картине — свой символизм.

— Русский художник – всегда символист, — уверен Кирилл. – Мир знает русское искусство, в первую очередь, по иконе и по авангарду. Реализм больше характерен для Европы, а у нас другое восприятие мира. Европейцы в своих работах отражают все библейские сюжеты более реалистично. Так сказать, показывают «быт». Наши же иконы более праздничные. В них всегда – вознесение, всегда – великое торжество, которое не имеет земных рычагов. Даже пришедший на смену соцреализм изображает торжество. На советских картинах и плакатах отражали «момент высокого» — героизм. Мне стал очень интересен язык древнерусского «пространства», само построение русской иконы. С этими вещами мне интересно работать.
Работать художнику лучше под вечер или даже ночью, когда уходит суматоха и ничто не мешает осознавать самого себя.
— Я даже работой не могу это назвать – это как служение, — говорит Кирилл. – Мастерская – это твой храм, и ты в нём служишь. Здесь постоянно должен происходить акт созидания. Это непрерывный процесс и вечный поиск.
За чашкой чая Кирилл Ведерников объясняет, что визуальный язык больше работает на интуиции, чем на рациональном мышлении. Чтобы в полной мере им овладеть, прочувствовать его и донести, нередко приходится обращаться к разным пластам искусства. Например, древние египтяне в своих плоских изображениях старались отразить собственное представление о строении мира.
— Вот и я подумал, что неплохо бы пустые городские или, например, заброшенные пространства заполнять созданными художественными мирами, — рассказывает Кирилл – Не просто красивыми картинками или баннерами, а изображениями, имеющими смысл и связанными с местом… Начал выхватывать различные элементы и символы, зафиксированные сознанием в процессе поиска. Как мозаику собирал. Первая работа была экспериментом, в котором я даже не понимал, к чему иду. Только чувствовал, что происходит что-то новое и изменяет меня.

Самое близкое определение тому, что сегодня создаёт художник, — монументальная живопись. А начиналось всё с… граффити. Учась в 9 классе, Кирилл попал, что называется, под волну уличной субкультуры.
— Писали какие-то шрифты, — вспоминает мастер теперь. – Ведь что из себя представляет граффити? Ты придумываешь какой-то псевдоним и пытаешься его максимально раскрутить, максимально «застолбить» территорию. Это очень агрессивное искусство, по сути. У нас были две команды, мы рисовали и конкурировали, что давало стимул. Однако на определённом этапе я понял, что этого языка мне не хватает. Простое написание имени на стене не даёт возможности выразить свои мысли, в нём нет глубины.
Решив связать свою жизнь с искусством и, в том числе, с настенной живописью, художник стал учиться. Пять лет в Суздальском художественно-реставрационном училище оказались поистине бесценными.
— Поступил на факультет реставрации графики и живописи, — рассказывает Кирилл — Очень рад, что учился именно в этом училище, потому что реставрация во многом помогла в плане художественного поиска. Мы много работали со старыми мастерами. Изучали различные техники. Тогда-то, курсе на третьем, у меня и началась так называемая индустриальная серия. Я начал ходить по Вязникам и переосмысливать их. Заброшенные заводы, сложные конструкции, старый порт…
Всё это художник, можно сказать, увидел заново и отразил в работах, с которыми начал принимать участие в выставках. Как говорит Кирилл, там всё сошлось – и какие-то внутренние взгляды, и отображение современности, и личные поиски индивидуального изобразительного языка… У художника появился собственный узнаваемый стиль, и творчество вышло на новый уровень. Именно с этими работами Кирилла Ведерникова приняли в Союз художников России.
Персональная выставка нашего земляка состоялась в 2015 году во Владимире. Кроме того, он неоднократно принимал участие в крупных региональных выставках вместе с другими художниками со всей Владимирской области.
— Хотел поступить в «Репу» (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. – Прим. авт.). Это фундаментальная школа классического искусства. Не поступил, — говорит вязниковец. – На самом деле, это нормальная история. На экзаменах дошёл до конца. Но взяли двух питерских парней, а нас – двоих приезжих – нет. Не знаю, хорошо это или плохо. Однако я остался в Питере. Параллельно меня приняли в Союз художников, и была возможность бесплатно ходить по музеям. Я оттуда не выбирался, самообразовывался. Понимал, что того образования, которое есть, мне уже не хватает. Там я начал совсем другую серию работ, стал создавать свои образы и миры. Тогда-то опять вернулся к стенам, потому что, когда ты рисуешь на стене, картина принадлежит этому месту и более доступна зрителю.

Разница между граффити, стрит-артом и монументальной живописью для «непосвящённого» человека тонка. В Европе даже существует специальная комиссия, которая рассматривает рисунки на стенах. Если это стрит-арт (какой-то рисунок), то оставляют. Теперь это будет часть города. Ну а если граффити, то закрашивают.
Кирилл Ведерников продолжил рисовать на улице, но уже как художник-монументалист. Именно эти масштабные работы на стенах многоквартирных домов и прочих городских построек создали ему репутацию. Художник и сам считает, что в большом формате его картины смотрятся наиболее завершёнными.
— Сначала я осознаю все эти пространства и участки – заброшенные здания, стены… А потом передо мной стоит задача их заполнить и создать мир, который будет там существовать. Причём заполнить не простым пейзажем, а неким действом, — говорит художник.
Доступность для всех означает доступность и для вандалов. Впрочем, к этой проблеме вязниковец относится спокойно. Говорит, что по-настоящему хорошие работы люди обычно не портят. Хотя, разумеется, бывает всякое.
— Одна работа у меня вообще упала со стены, — вспоминает Кирилл. – В Нижнем Новгороде, через четыре дня после того, как я сделал работу, прошёл страшный ураган, и картина «На древних берегах» просто съехала вниз. Она находилась в центре города и была посвящена основанию Нижнего Новгорода. Русские воины с мечами и в доспехах, выполненные на всю высоту многоэтажного дома, смотрелись монументально. Эту работу очень полюбили, и многие люди просили её восстановить.
У вязниковского художника много планов, которые в том числе касаются и родного города. Все их озвучивать пока рано, но одной идеей Кирилл поделился.
— Задумка — сделать Прометея из железа. Огромным, в два этажа, — говорит художник. – Чтобы человек подходил, дышал, что называется, в коленку, и понимал, что перед ним — Титан! Ну а подвешенное состояние Прометея, и все металлические шестерёнки и листы – это символы современного индустриального мира, жертвой которого мы стали.
…Автор этих строк убеждён, что когда-нибудь работы Кирилла Ведерникова признают классикой. В конце концов, всё то, что сегодня принято считать классическим искусством, неважно какой эпохи, для своего времени было новаторством. Эти произведения сначала вызывали удивление, а потом производили фурор.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
11:29, 21.11.2024 0 комментариев
От классики до современных композиций / Культура

Многие вязниковцы не зря считают Детскую школу искусств имени Л.И. Ошанина буквально-таки местной филармонией. Здесь постоянно проходят замечательные концерты, мастер-классы от мэтров и творческие встречи. Одним из ярких событий ноября стал очередной приезд в наш город прославленного гитариста, лауреата множества всероссийских и международных конкурсов, обладателя премии Президента России Владислава Домогацкого. С коллективом школы он дружит давно и плодотворно.


09:37, 19.11.2024 0 комментариев
Лирика – от барда и художника / Культура

Творчество талантливых жителей Вязниковского края востребовано далеко за его пределами. Так, в областной научной библиотеке 14 ноября прошел вечер художника, литератора, барда Юрия Лебедева из Мстёры. Встреча получила лиричное название «Струна души свободной». Юрий Анатольевич исполнял романсы, песни на стихи классиков отечественной поэзии, а также современных мастеров слова из Владимирской области. Услышали зрители и авторские произведения.


09:19, 31.10.2024 0 комментариев
МНОГОГРАННОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / Культура

В Вязниковском районе 23 октября прошёл нетривиальный семинар в формате экспедиции. Работники культуры отправились в посёлок Мстёра. Главная тема – популяризация всего многообразия народных художественных промыслов, которыми славится наш край.
В этот день коллеги побывали и в Мстёрском художественном музее, и в местном Доме культуры, и в Молодёжном центре. Каждый визит имел свой колорит.


теги:
Архив блога