Возня орков и троллей, заселивших художественную литературу вперемешку с дриадами и эльфами, откровенно приелась. Тлетворное влияние западных авторов и отечественных подражателей нередко лишает российскую книгу её самобытности. Про залихватские похождения суровых варваров, то тут, то там спасающих юных дев из когтей огнедышащих драконов, интересно читать один раз, второй… Вот только в памяти потом не остаётся ничего, а сердце так ни разу по-настоящему и не вздрагивает.
К счастью, новая книга вязниковского писателя Владимира Герасимова «Егоровы клады», выпущенная в свет областным издательством «Калейдоскоп» этой осенью, не из таких. Главные герои и второстепенные персонажи здесь не напоминают картонные поделки, а их мотивация и поступки во многом близки и понятны современному человеку. Ну а для жителей и гостей района книга ценна вдвойне. Все действия и события, описанные в «Егоровых кладах», происходят на Вязниковской земле — хоть сейчас поезжай в Комзяки и ищи разбойничью стоянку!
Итак, о чём же эта книга? Владимир Герасимов утверждает, что о благородном воре Егоре (что твой Робин Гуд!), в давности промышлявшем в вязниковских лесах. Однако это лишь оболочка. На самом деле, как и любая настоящая литература, «Егоровы клады» — в первую очередь, повесть о человеческих чувствах. О любви и ненависти, дружбе и предательстве. В ней судьбы и истории героев, действующих сначала независимо друг от друга, в разных линиях повествования, вдруг переплетаются и создают необычный и волнующий, как и сама жизнь, узор.
К слову сказать, вор Егор – личность для Вязниковского района почти историческая. Слово «почти» употребляю лишь потому, что спустя века ничего нельзя говорить с уверенностью. Несколько легенд «дожили» до наших дней, и строки автора, гласящие, что «Егоровы и Осиповы клады до сих пор ищут любители поживы», внушают призрачную надежду на разгадку исторической загадки… Орудовал же Егорка при царе Алексее Михайловиче, прозванном в народе Тишайшим, однако действие книги несколько приближено к современности и возвращает нас в антураж XIX века. Сделано это, как ни странно, для придания сюжету… достоверности. Показывать, как жили, одевались, мыслили и говорили люди девятнадцатого столетия, можно гораздо убедительней, нежели описывать быт людей XVII века.
Этот приём удался Владимиру Герасимову на все сто! Со страниц буквально тянет стружечным запахом деревянных Вязников, сдобным духом крестьянской выпечки и смоляным ароматом хвойных лесов. И если первые главы ваш корреспондент листал, что называется, по долгу службы, отмечая и выделяя любопытные места, то потом махнул на всё рукой и с головой погрузился в чтение. Порядка 150 страниц повести «проглотил» за три подхода и потом ещё долго их переваривал…
Несмотря на историчность и знакомые каждому вязниковцу топонимы (например, Петрино или Свистихино), в «Егоровых кладах» есть место волшебству и чуду. Сказка здесь сосуществует бок о бок с действительностью и нередко становится той самой спасительной соломинкой, выручающей главного героя. Однако, по тем же законам сказки, доброе волшебство не подчиняется злодею. Равно как и богатство, нажитое неправедным трудом, не даёт людям счастья. Опять мы приходим к тому, что в центре – человек и его поступки.
А вот чего действительно не хватило, так это глоссария или хотя бы сносок. Владимир Герасимов подошёл к делу ответственно и отнюдь не стремился запутывать читателя анахронизмами. Все старые слова (а их порядочно), используемые в книге, автор применил в контекстах, не допускающих двойного толкования. Даже интуитивно можно догадаться, что «фармазон» или «анчутка» — не слишком лестные определения в адрес Егорки. Но хочется же узнать их точное значение! К счастью, сегодня в распоряжении столь придирчивых «исследователей» есть интернет.
Тираж «Егоровых кладов» совсем небольшой – 100 экземпляров, больше половины из которых уже разошлись по районным библиотекам. Около двухсот страниц в красиво оформленной твёрдой обложке – весьма солидное издание! Помимо основной повести, бонусом идут несколько «Вязниковских небылей», рассказывающих о зарождении тех или иных топонимов нашей малой родины. Сегодня автор ищет возможности для увеличения тиража, чтобы каждый желающий смог открыть для себя «Егоровы клады». Надеюсь, что люди откликнутся на это благое дело.
Комментарии