16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
09:59, 16.10.2018

Стёпанцевская лепота поможет молодым

/ Общество

Художник Сергей Шкарёв уверен, что старинный глиняный промысел мог бы вывести на новые высоты посёлок Стёпанцево и его юных жителей

О мастере Сергее Шкарёве «Маяк» рассказывал не раз. Работы ремесленника, основанные на народных мотивах, юморе и традициях, пользуются популярностью в России и за рубежом. Наш земляк активно участвует в выставках, побеждает во многих межрегиональных конкурсах. По сути, сегодня он – тот человек, на котором во многом и держится бренд «стёпанцевская глиняная игрушка».
При этом Сергей Анатольевич не стремится замыкать всё на себе — один в поле не воин. С помощью выставок, уроков и мастер-классов он передаёт своё мастерство местным мальчишкам и девчонкам, в руках которых – будущее.

Куски глины, с которыми предстоит работать школьникам, приготовлены заранее, до начала мастер-класса. Пятиклассники и семиклассники Стёпанцевской СОШ усердно делят каждый комок на две части – первая пойдёт на создание собаки, вторая превратится в изящную корзину для питомца.
Ребята старательно разминают глину в руках – важно, чтобы она стала однородной, как тесто, а дети, что называется, почувствовали материал.
— Глину, кстати, беру мстёрскую. Она для игрушки годится лучше всего, — замечает Сергей Шкарёв. – В окрестностях нашего посёлка глина либо жирная, либо тощая, поэтому с ней работать сложнее. Не страшно – Мстёра тоже недалеко.
В общем, глина – всему голова. Именно с головы, к слову, начинается работа над будущей игрушкой. Под присмотром мастера ученики лепят голову пса, постоянно добавляя к кускам глины немного воды. Если этого не делать, материал потеряет пластичность.
Дальше – работа над туловищем. Его школьники вытягивают из очередного небольшого куска глины. У кого-то получается лучше, у кото-то пока не очень, но несколько человек создают практически идеальный элемент грушевидной формы.
— А я не грушу, а лампочку представлял, когда лепил, — сообщает одноклассникам улыбчивый парень, который не первый раз работает с глиной.
Легким движением руки ещё четыре шарика превращаются в мордочку, нос и уши собаки.
— Уши у пса могут быть самыми разными, лично мне нравятся вислоухие породы, — улыбаясь, рассуждает художник. — Прорабатывая эти элементы, ребята, обращайте внимание на пропорции. Будет странно, если нос вашей собаки окажется размером с туловище. Помните, что необходимые углубления и детали можно выполнить с помощью стека.
Общаясь с учениками, Сергей Шкарёв спрашивает, кому нужна помощь, и тут же подходит к ребятам, которые подняли руку.

Дело спорится. Ребятня начинает соединять элементы в единое целое. Работая над игрушками, дети нет-нет и бросают взгляд на труды соседей по парте. И вот уже Магомед гордо демонстрирует свои наработки, а его друг спрашивает, как именно нужно крепить к голове собаки растопыренные уши.
Интересно, что на мастер-класс сегодня пришли не только мальчики и девочки, родившиеся в посёлке. Надо сказать, что Стёпанцевская школа давно и успешно работает с детьми-инофонами – ребятами, приехавшими в Вязниковский район из Узбекистана, Таджикистана и других стран. Многие из них изначально вообще не знали русского языка, а теперь успешно учатся со сверстниками из России, много общаются, благодаря чему быстрее адаптируются к местным реалиям. В итоге в Стёпанцево складывается эдакий симбиоз традиций и культур, а небольшая поселковая школа становится местом, открывающим для маленьких иностранцев большой мир.
Мастер-класс от Сергея Шкарёва – не исключение.
— Мы всегда рады видеть Сергея Анатольевича в стенах школы. Его уроки нравятся как школьникам из России, так и приехавшим к нам ребятам. Все вместе они приобщаются к традиционным русским промыслам, тому, что во многом формирует нашу культуру и нас самих, — отмечает в разговоре с автором этих строк директор Стёпанцевской СОШ Наталья Сидорова. – Наша школа, отмечающая этой осенью столетний юбилей, активно развивает спортивное направление, но не спортом единым. Творчество ребят во время мастер-классов вполне укладывается в девиз, которого мы стараемся придерживаться в нашем образовательном учреждении: «Школа крепкой души и крепкого здоровья».

…Ну а ребятам остаётся посадить собаку в корзинку. На создание последней у школьников уходит десять-пятнадцать минут. Сосредоточенно переплетая полоски глины, дети слушают рассказ мастера о технологиях работы и тонкостях лепки. И, например, о том, когда игрушку стоит сделать полнотелой.
— Гончарный промысел можно считать традиционным для нас, и традиции эти живы, — уверен Сергей Шкарёв. – Мне очень хочется передать вам, дорогие школьники, свои навыки. Кому-то из вас они наверняка пригодятся.
Появятся у ребят навыки – возможно, вызовет интерес и работа над образами, созданием сюжетов. В этом с другом согласен известный российский художник Константин Мирошник. В начале октября он вырвался из столичной суеты и в очередной раз приехал погостить у Сергея Шкарёва. Потому, говорит, просто не мог пропустить мастер-класс.
— Вам, ребята, очень повезло. Таких мастеров, как Сергей Анатольевич, очень мало, — рассказывает ученикам Константин Мирошник. — Посмотрите, какие замечательные, просто необыкновенные игрушки он делает! Я утром проснулся, посмотрел на игрушки, которые буквально задвигались под лучами солнца. Они живые, и это волшебство – не иначе. А дело – в таланте, который не покупается и не продаётся. Бог наградил Сергея Шкарёва даром, которым он щедро делится с вами. Прислушивайтесь к мастеру, обращайте внимание на детали и мелочи, о которых он говорит.
И дети прислушиваются. Под конец работы глаза их горят. На лицах некоторых мальчишек и девчонок — неподдельная радость. Они признаются, что теперь мечтают раскрасить и обжечь работы, чтобы подарить игрушки близким.
— Мне мастер-класс понравился, он позволяет развивать фантазию. Круто! – делится впечатлениями ученик 7 «а» класса Артём Соловьёв. – Я увлекаюсь различными конструкторами, но теперь хочется учиться работе с глиной и дальше.
— И мне тоже хочется, — добавляет одноклассница Артёма Фариза. – Можно ведь много разных игрушек сделать и всех родственников ими порадовать!
В этот момент интересно смотреть на Сергея Шкарёва, а точнее на то, как тепло он воспринимает интерес детей к глиняному промыслу.
— Горящие глаза воспитанников меня радуют, — говорит художник. Мы ведь не придумываем ничего. Обратившись к прошлому, увидим, что гончарных артелей, посвящённых именно игрушкам, в прошлые века практически не было. Но когда гончар ставил в печь большие горшки, там оставались пустоты. Их и наполняли компактными игрушками, чтобы не тратить впустую дрова. Поделками этими занимались, как правило, дети мастера. Детские руки не такие грубые, поэтому подрастающая смена отлично справлялась с небольшими, требующими кропотливой проработки изделиями.
Это во-первых. Во-вторых, замечает ремесленник, жизнь бывает разной и непредсказуемой. Сам Сергей лепкой увлекался в детстве и юности, но были десятилетия, когда он вообще не прикасался к глине. В последние же годы работа с этим материалом стала для художника главным делом жизни, что и позволяет нам сегодня говорить о ренессансе глиняного промысла в Стёпанцево.
— Но о настоящем глиняном ренессансе можно будет заявлять, когда мои труды подхватят молодые таланты, — считает мастер. — Мы могли бы создать настоящую артель, могли бы заниматься не только глиной, но и фарфором. Да и вообще, готовые образы можно выполнять из любого материала – хоть из плюша, хоть из ткани. Так развернулись бы, что Стёпанцево знала бы вся Россия! И потом, прикосновение к русской культуре всегда хорошо влияет на подрастающее поколение – в противовес монстрам, троллям и другим китайским игрушкам, что сегодня продаются в магазинах.

Мнение

Российский живописец, поэт, педагог, член Международной ассоциации художников при ЮНЕСКО Константин Мирошник:
— Уроки и мастер-классы Сергея Шкарёва очень ценны для учеников разных национальностей. Сегодня многие родственники этих детей вскакивают рано с утра и едут на работу в Москву, Владимир, другие города. Но ведь для кого-то глиняная игрушка может стать не развлечением, а работой и заработком. Возможно, кто-то из школьников, поучаствовавших сегодня в мастер-классе, не захочет куда-то уезжать, освоит в дальнейшем промысел, реализует себя и будет зарабатывать неплохие деньги без всяких вахтовых методов — на удивление родителям. Считаю, что развитие этого поселкового бренда — очень перспективное направление.

 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
11:25, 21.11.2024 0 комментариев
Многогранная работа построена грамотно / Общество

Руководитель Паустовской школы Вязниковского района Андрей Сысоев - финалист регионального этапа Всероссийского конкурса "Директор года России" 2024 года! Высокий статус он получил, пройдя через большое профессиональное состязание.


11:23, 21.11.2024 0 комментариев
Плодотворные дебютные идеи / Общество

В Вязниковском районе в шахматы сыграли работники организаций, предприятий и различных структур. Турнир проходил в рамках круглогодичной Спартакиады 15 ноября. Здесь были и новички, и опытные спортсмены, которые с детства любят шахматы. Не зря многие уверены, что это игра, искусство, наука и спорт в одном флаконе. Шахматы требуют концентрации, логического мышления, анализа, стратегического планирования и верного принятия решений. Дисциплина помогает развивать память, внимание, усидчивость, терпение. Как говорится, сплошная польза.


11:20, 21.11.2024 0 комментариев
Школа получит автобус / Общество

На этой неделе муниципалитеты Владимирской области получат новые школьные автобусы. В общей сложности – 28 транспортных средств. Как выяснил «Маяк», один из автобусов поступит в Вязниковский район. Он предназначен для Пирово-Городищенской школы.


Архив блога