Начался он с появления в зале Веры Олеговны Аввакумовой. В красивом концертном платье она медленно шла к сцене, исполняя а капелла русскую народную песню «Не велят Маше за речку ходить». Поблагодарив исполнительницу за такое вступление к вечеру, его ведущая Маргарита Владимировна Ситникова пригласила слушателей в «мир властительных звуков». Она сделала экскурс в историю европейской музыки со времен средневековья, рассказала о роли католической церкви с ее мессами в становлении профессионального исполнительского искусства. Потребовалось не одно столетие, чтобы на смену мессе пришел новый музыкальный жанр – опера. Местом её рождения считается Флоренция, а временем появления на свет – 1600 год. Камерное пение, по утверждению специалистов, вышло как раз из оперы, а затем уже развивалось самостоятельно. Первым образцом камерного жанра, прозвучавшим на вечере, было произведение французского композитора Рейнальдо Ана «Клорис» (существуют другие варианты написания имени автора и названия данной вещи). Исполнила его Вера Олеговна на языке оригинала.
Продолжая свой рассказ о развитии жанра оперы, ведущая остановилась на творчестве гениального Моцарта, написавшего свою первую оперу в 12 лет. Затем из-под его пера вышло еще немало опер, в том числе и знаменитая «Свадьба Фигаро». Вера Аввакумова блестяще исполнила из этого шедевра арию Керубино «Сердце волнует горячая кровь».
И снова к жанру камерной миниатюры, расцвет которой отмечен в следующую за музыкальным классицизмом эпоху романтизма. Эта страничка была проиллюстрирована солисткой вокальными миниатюрами Роберта Шумана «Лотос» и «Как цветок ты прекрасна» из цикла «Мирты», написанного в 1840 году и обращенного, по мнению историков музыки, к Кларе Вик, возлюбленной Шумана, вскоре ставшей его женой. Всего же композитор-романтик написал в этот «песенный год» около 140 (!) камерных миниатюр.
Не раз в течение вечера Маргарита Ситникова обращалась к Вере Аввакумовой с просьбой поделиться секретами работы над тем или иным вокальным произведением, на что певица охотно откликалась. Кроме того, отвечая на вопросы ведущей, исполнительница в свою очередь обращалась к своим ученикам, находившимся в зале в качестве слушателей, делая акцент на важных для исполнителя-вокалиста моментах. Речь шла о пении на иностранных языках, внимательном отношении к слову, вокальной технике, а также о том особенном, по определению Марины Цветаевой, «даре души», без которого невозможно любое творчество. Таким образом, музыкальный вечер был одновременно и концертом камерной музыки, и мастер-классом, оставаясь при этом интересным путешествием по различным музыкальным эпохам.
Пожалуй, эмоциональной кульминацией вечера стало исполнение солисткой произведения итальянского композитора, вокалиста и педагога Франческо Паоло Тости «Идеал». Возможно, причиной тому стало «живое» пение — именно оно, в сравнении с прослушанными позже автором этих строк интернет-вариантами, произвело наибольшее впечатление. Браво, Вера Олеговна!
Отдав должное старым камням Европы, авторы вечера решили закончить его так же, как и начали, — русской музыкой. Вера Аввакумова исполнила песню «О, верю, верю, счастье есть» из цикла «Отчалившая Русь» Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина. Хочется отметить превосходный аккомпанемент на фортепьяно Марины Селихзяновны Гурбановой и на протяжении всего вечера, и при исполнении музыки Свиридова в особенности. Слова благодарности — всему творческому триумвирату, подарившему слушателям незабываемый вечер.
Кроме того, он стал подарком и родной школе, выпускниками которой все трое в разное время были. Затем они продолжили свое музыкальное образование, а потом вернулись сюда уже преподавателями: М.С. Гурбанова — фортепьяно, В.О. Аввакумова – вокала, М.В. Ситникова – теории музыки. Будем надеяться, что этот их первый совместный проект – начало большого и, без сомнения, интересного цикла музыкальных вечеров.
Комментарии