Т.И. Ниронова сообщает, что «организации чехословацких авиачастей на Восточном фронте предшествовало соглашение между правительствами СССР и Чехословакии, первые шаги к которому были сделаны в сентябре 1943 года». Тогда командование Советской Армии проявило заинтересованность в создании хотя бы одного чехословацкого истребительного полка, оно одобрило планы по обучению 20 пилотов и 10 техников.
В декабре 1943 года 25 чехословацких граждан были направлены в ВВАШП в Вязники, чтобы получить полную подготовку. Двое из них погибли и похоронены на местном кладбище. Остальные иностранные пилоты, окончив обучение на Ла-5 в 1944 году, были направлены на фронт.
«Большинство чехословацких лётчиков, воевавших на фронте, прошли обучение или переобучение в ВВАШП, — пишет автор. – Многие из них отличились как в военное, так и в мирное время. Можно сказать, что ВВАШП в г. Вязники – кузница лётного состава социалистической Чехословакии».
Ядро будущей части – пилоты и один офицер штаба – прибыли в СССР на пароходе. В Москве они оказались в начале апреля 1944 года, и их направили в распоряжение командования расквартированной в Иванове 6-й резервной авиационной бригады для переучивания на Ла-5.
Во время переподготовки к группе лётчиков 9 мая 1944 года присоединились два словацких пилота – мастер-сержант Антон Матушек и первый сержант Людовиг Доброводский. Они дезертировали из рядов врага и перелетели на своих «мессершмиттах» на советские аэродромы. Затем переучивались в Вязниковской авиашколе на Ла-5.
18 мая полк был переведён в подмосковную Кубинку, где и завершил своё обучение. После налёта каждым пилотом 12 часов на Ла-5НФ 1-й чехословацкий истребительный авиаполк был готов к боевым действиям.
29 августа 1944 года на территории Словакии началось восстание против фашистских оккупантов. Войска Словакии объявили себя частью единой чехословацкой армии и начали боевые действия против подразделений вермахта. Командующий словацкой армией Ян Голян обратился за помощью к СССР.
Т.И. Ниронова пишет, что «к тому времени сформированное подразделение уже приступило к боевой работе. 7 сентября 1944 года 1-я эскадрилья чехословацкого авиаполка перелетела на один из фронтовых аэродромов на Границе Украины и Польши… Командир полка, его заместитель и два командира эскадрилий отбыли в Словакию. Они должны были на месте оценить возможность переброски полка на аэродромы, располагающиеся на территории, контролируемой словацкими патриотами, срочно нуждающимися в авиационной поддержке».
Впервые чехословацкие пилоты встретились в воздухе с противником 19 сентября, когда атаковали немецкие войска около Привидца. Нанеся удар по артиллерийским позициям, подпоручик Крута обнаружил одиночный Bf-110 и напал на него, несмотря на то, что свой «лавочкин» был повреждён зенитным огнём. Ему удалось несколько раз попасть в «мессершмитт».
Спустя десять минут надпоручик Стехлик вылетел на штурмовку немецкий позиций, но по пути столкнулся с «юнкерсом» и сбил его, даже не сбросив бомб, висевших под крылом Ла-5НФ. В тот же день подпоручик Скопал подбил «шторьх» — самолёт разведки, связи и целеуказания.
В ходе Словацкого национального восстания 1-й ИАП за месяц одержал 13 подтверждённых и 3 вероятных победы.
Борьба с вражеской авиацией была основной целью истребителей, однако они использовались и для других задач — наносили бомбовые удары по колоннам противника и укреплённым артпозициям. Вермахт оказался более опасным противником, чем люфтваффе, в журнале боевых действий нередко можно встретить похожие записи: «Более 90% вернувшихся машин имеют повреждения от огня мелкокалиберных зениток».
«1-й ИАП положил начало летописи боевых побед чехословацкой авиации, — рассказывает Т.И. Ниронова. – Солдаты и офицеры возрождающейся авиации новой Чехословакии обрели веру в собственные силы. Они почувствовали, что с советской помощью могут успешно громить фашистов и на земле, и в воздухе».
Осенью 1944 года в СССР было сформировано новое подразделение – 1-я чехословацкая смешанная авиадивизия, состоявшая из одного штурмового и двух истребительных полков. Её лётчики совершили около шестисот вылетов, их боевые заслуги отмечены правительственными наградами СССР и Чехословакии.
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ КУЗНИЦА ПИЛОТОВ
/ ОбществоК 75-летию Великой Победы «Маяк» продолжает публиковать материалы о Вязниках и вязниковцах в годы Великой Отечественной войны. Интересный материал, составленный Т.И. Нироновой, принёс в редакцию газеты руководитель Музея истории вязниковского спорта Александр Фёдорович Наместников. Речь идёт об обучении чехословацких лётчиков в Вязниковской высшей авиационной школе пилотов (ВВАШП).
Новости по теме
Архив новостейВо Владимире прошёл фестиваль «Творчество особых мастеров». В нём участвовали люди с инвалидностью и их наставники из разных уголков региона.
На улице в последние дни потеплело, однако горожане периодически жалуются в Единую дежурно-диспетчерскую службу и в социальных сетях на то, что в квартирах сейчас холодно. Дескать, батареи недостаточно горячие, что вызывает дискомфорт.
Жители глубинки вновь и вновь здорово проявляют себя. Недавно стали известны итоги престижного регионального конкурса «Хозяйка села 2024». Торжественная церемония состоялась в Суздале 14 ноября. В номинации «Женщина-лидер» 3 место заняла заведующий Шатневским сельским клубом Вязниковского района Наталья Зотова.
Комментарии