В связи с осложнением международной обстановки во второй половине 30-х годов ХХ века правительство Советского Союза приняло решение о реорганизации и увеличении численности Вооруженных Сил страны, о создании новой военной техники и оружия. Особое внимание было уделено укреплению военно-воздушных сил.
Московский военный округ одним из первых приступил к формированию новых полков истребительной авиации. В армию начала поступать новая авиационная техника. Встал вопрос подготовки кадров летного и технического составов. Народный комиссариат обороны (НКО) СССР принял решение о создании школ малого кадрового состава и об ускоренной подготовке летно-инструкторского состава. Выполнение этих задач было поручено Центральному совету Осоавиахима СССР.
В 1940 году в Москву на курсы усовершенствования командного состава при ЦАК СССР им. Чкалова были направлены опытнейшие летчики из числа инструкторов и командиров аэроклубов страны, в составе которых довелось быть и автору этих строк. За восемь месяцев мы (64 человека), окончив обучение на самолете- истребителе И-16, были переведены из кадров Осоавиахима в кадры ВВС РККА. После получения квалификации военных летчиков-истребителей нас направили на должности летчиков-инструкторов во вновь сформированную военную авиационную школу пилотов (ВАШП). Вначале она называлась «Первой московской», а затем, после перебазирования на аэродром Остафьево (в 30 км от Москвы), стала «Остафьевской».
Уже в первых числах декабря весь летный состав принял участие в формировании школы. Штат еще не был укомплектован, и нам пришлось выполнять различные «функции». Назначенный командир звена – опытнейший летчик Иван Щербаков – исполнял обязанности начальника финансового отдела, а я с группой инструкторов закупал мебель, другие мои товарищи закупали и получали с баз учебные пособия.
В марте 1941 года полностью сформированная школа приступила к своим основным обязанностям. Начальником школы был назначен наш бывший начальник курсов, подполковник В.М. Цыганов, начальником штаба – бывший летчик времен Гражданской войны майор А.В. Постников, комиссаром – батальонный комиссар Сушков, начальником летной части — капитан И.С. Малахов. Первым учебным отрядом командовал капитан Гришин, вторым – старший лейтенант Ю.И. Гродзянский. Поступила и первая партия курсантов – около 170 человек.
Пока курсанты занимались теорией, мы – летчики – приступили к тренировочным полетам на самолетах УТ-2, УТИ-4 и И-16. Самолеты к нам поступали из школ и боевых частей, в основном – после капитального ремонта и имевшие длительный срок эксплуатации. У технического состава было достаточно работы, чтобы поддерживать их в боевой готовности. Были и новые машины, в основном И-16 последних серий.
В начале нашей летной тренировки мы шлифовали свою технику пилотирования, готовясь к сдаче зачетов по инструкторской программе. Весьма успешно сдав экзамены, мы все были допущены к инструкторской работе на самолетах УТ-2, УТИ-4 и И-16. Здесь мы оказались на высоте, а вот в отношении военной службы нам не повезло. Вопреки аттестации по окончанию курсов на звание «лейтенант», 15 января 1941 года, приказом НКО Тимошенко, нам, не прошедшим срочную службу в армии, присвоили звание «старшина». Это был первый удар. Второй – когда всех перевели на казарменное положение. К счастью, через две недели этот приказ был отменен.
Присягу мы принимали в очень торжественной обстановке, 23 февраля, на Красной площади, напротив мавзолея Ленина.
(Продолжение следует).
Записки авиатора. Часть 1
/ ОбществоСегодня мы начинаем публиковать цикл воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны, полковника авиации, почётного гражданина города Вязники Вячеслава Викторовича Кокорина. Первая часть посвящена созданию и началу работы Вязниковской военной школы летчиков-истребителей.
Новости по теме
Архив новостейРуководитель Паустовской школы Вязниковского района Андрей Сысоев - финалист регионального этапа Всероссийского конкурса "Директор года России" 2024 года! Высокий статус он получил, пройдя через большое профессиональное состязание.
В Вязниковском районе в шахматы сыграли работники организаций, предприятий и различных структур. Турнир проходил в рамках круглогодичной Спартакиады 15 ноября. Здесь были и новички, и опытные спортсмены, которые с детства любят шахматы. Не зря многие уверены, что это игра, искусство, наука и спорт в одном флаконе. Шахматы требуют концентрации, логического мышления, анализа, стратегического планирования и верного принятия решений. Дисциплина помогает развивать память, внимание, усидчивость, терпение. Как говорится, сплошная польза.
На этой неделе муниципалитеты Владимирской области получат новые школьные автобусы. В общей сложности – 28 транспортных средств. Как выяснил «Маяк», один из автобусов поступит в Вязниковский район. Он предназначен для Пирово-Городищенской школы.
Комментарии