— Татьяна, как вы столкнулись со столь ответственной миссией?
— Студентов нашего вуза часто отправляют на практику в разные города и даже в другие страны. На остров Кижи мы попали благодаря приглашению отца Николая Озолина в качестве волонтеров для написания икон в Преображенскую церковь. В поездке принимали участие семь студенток, а в роли руководителя и ведущего преподавателя с нами поехала заведующая кафедрой церковных художеств Екатерина Дмитриевна Шеко.
— Как добирались до места назначения? Где жили, и как был организован быт на острове?
— Добирались до Петрозаводска на поезде, а оттуда по Онежскому озеру на «Комете» (скоростное судно на подводных крыльях – прим. авт.) до острова. Когда прибыли на остров нас заселили в исторический дом, который когда-то принадлежал крестьянину Ананьеву и был перевезён в Кижи из деревни Красная Сельга. На первом этаже находилась наша мастерская, а наверху спальные комнаты. Мы жили в исторической части острова, где не было привычных городских удобств. Вокруг располагались преимущественно деревянные избы и бани, и мы даже в какой-то степени стали ощущать себя жителями дореволюционной России. Каждое утро набирали воду в вёдра для мытья посуды и прочих нужд. От этого по возвращению в город стали больше ценить те условия, в которых мы живём.
— Был ли у вас какой-то распорядок дня?
— Да, конечно, это же тоже учебный процесс, только в деревенских условиях. Изначально мы с преподавателем договорились вставать в восемь утра, но видно из-за природы, которая нас окружала, или просто из-за того, что мы ещё те сони, вставали только около десяти. После завтрака шли в мастерскую, и каждый садился за свою икону.
— Какую икону писала ты?
— Наша общая задача состояла в том, чтобы написать Деисус, состоящий из пяти икон. Центральная — икона Спасителя, слева – «Богоматерь» и «Архангел Михаил», а справа иконы Иоанна Предтечи и архангела Гавриила. Эти пять икон были распределены между пятью студентками. Моей задачей было написать центральную икону Деисуса – «Спаситель на престоле».
— За время пребывания на острове удалось заприметить что-то интересное, что обычно скрыто от глаз туристов?
— Пожалуй, мы видели самое главное, что скрыто от глаз туристов — церковь Преображения Господня. Из-за того, что она уже более десяти лет находится на реставрации, вход для туристов в неё запрещён. А так как наш Деисус был предназначен именно для этой церкви, то нас пускали туда без вопросов. Нравился момент, когда мы выходили из храма, рядом стояли туристы, которые слушали экскурсовода, и он им говорил: «Этот храм так прекрасен, жаль, что сейчас мы не можем в него попасть и посмотреть изнутри». И в такие моменты мы чувствовали себя особенными на этом острове, почти что местными жителями.
За это время всецело ощутили дух Кижей. Как оказалось, прекрасно жить в старинной избе, куда, кстати, туристов тоже не пускают; воссоздавать старинные иконы, в перерывах купаться в Онежском озере, а вечером ходить на погост, просто так, погулять.
— Сколько времени провела в этом благолепии? Что запомнилось больше всего? Какие впечатления остались от поездки?
— Были мы там чуть больше двух недель. Сначала я думала, что будет сложно провести столько времени вдали от цивилизации, но из-за того, что большую часть дня мы занимались работой, скучать было некогда. В итоге эти дни пролетели очень быстро. И когда настала пора уезжать, то первое, о чём я подумала: «Как же теперь жить без бани у озера?!». Это было так здорово: самим топить баньку, вязать веники, прыгать в озеро после парилки…
Ещё мы сдружились с работниками острова, которые приезжают туда в командировку из Петрозаводска (коренных жителей на острове нет). Вечерами мы все вместе ходили на поле играть в волейбол. Также мне будет не хватать наших вечерних посиделок с гитарой и вкусным карельским чаем. Радует, что в следующем году нас ждут там снова, поэтому с островом Кижи мы не прощаемся!
ЭТО ИНТЕРЕСНО
За 10 лет специалисты отреставрировали 742 бревна из 2550 элементов, составляющих храм Преображения Господня. Важным этапом реставрации стала работа над 16 деревянными главками, на которых заменили 34 тысячи лемешин — традиционных черепиц из осины.
Комментарии