— За ближайшие десять лет в мире серьезно вырастет число людей пожилого возраста. И, естественно, уже сегодня под них подстраивается рынок. В 2010 году я проводил большой анализ – и тогда товары, конкретно предназначенные для пенсионеров, можно было пересчитать по пальцам. Как говорится, раз-два и обчелся. Этому в то время даже удивлялись немцы, приехавшие к нам в гости. У них-то таких товаров хватало.
Если же говорить о рынке сегодня, произошли революционные изменения. Мы видим, что производство товаров для пожилых людей — это целая индустрия. Появились, например, специальные легкие лопатки и грабли. Появляются телефоны с крупными клавишами, то же самое можно сказать и про клавиатуру компьютера. Готовясь к форуму, я увидел, до чего дошел прогресс: сегодня можно купить даже автооткрывашки консервных банок! С ними не нужно прилагать усилия, чтобы открыть заготовки со своего огорода.
— Можно сказать, что эти новшества сегодня приходят и в глубинку?
— Конечно, столичные пенсионеры «глотнули свежего воздуха» раньше, но сейчас, скажем, и во Владимирской области хватает продвинутых людей зрелого возраста. Пример из жизни: сегодня я еду на мероприятие, а передо мной в автобусе сидит бабушка, ей на вид лет 75. При этом она по телефону активно отчитывает сотрудника интернет-магазина за то, что ей привезли купленную вещь другой расцветки.
Конечно, в Москве сегодня пенсионеры катаются на скутерах. В глубинке, в деревнях этого нет, но все впереди. Там изменения происходят с задержкой где-то на 2-3 года.
— В ближайшее время интернет и компьютеризация еще больше изменят жизнь пенсионеров?
— Верно. Неслучайно сейчас появляется много книг для обучения компьютерной грамотности. Вот только зря пишут «компьютер для чайников». Я бы выразился иначе: компьютер для зрелых людей, которые видят впереди интересную жизнь.
— Мы часто слышим, что товары для пожилых людей должны быть более качественными и экологичными. Как, на ваш взгляд, обстоят дела с этим аспектом?
— Мы привыкли к тому, что богатые у нас предпочитают качество, бедные ориентируются на низкую цену. А люди среднего класса смотрят на соотношение цены и качества. К сожалению, с возрастом у многих эта формула несколько меняется. Зрелый человек сегодня все-таки ставит во главу угла невысокую цену. И уже потом идет речь о качестве. Это объективная реальность. В Европе средняя пенсия составляет 70-75 процентов от средств, которые человек получал, работая. В России пока – где-то 30-40 процентов…
Комментарии