В сентябре 1942 года в Вязниковской военной авиационной школе пилотов (ВАШП) было назначено новое командование. Руководство принял подполковник П.В. Колпачев. Бывший начальник – подполковник В.М. Цыганов — получил назначение в крупный авиацентр. Через некоторое время мы узнали о его трагической гибели – при выполнении одного из полетов отказал двигатель. Так ушел из жизни замечательный летчик, отличный организатор и уважаемый летчиками школы человек.
Заместителем по летной подготовке назначили опытного летчика — майора Г.А. Кобочкина. Начальником политотдела стал майор Б.М. Евтеев.
Школа продолжала подготовку летного состава, работала с рассвета и до наступления темноты. Контингент обучающихся в основном состоял из выпускников аэроклубов и школ первоначальной летной подготовки. Кроме них, уже имевших небольшой навык управления самолетом, мы с азов обучали офицерский состав (выпускников академии ВВС им. Жуковского), группу штурманов ВВС, технический и политсостав.
В декабре 1942 года решением правительства СССР командование школы получило задание по обучению 25 чехословацких граждан. Для обучения чехов была выделена группа инструкторов 1-ой эскадрильи. В эту группу вошел и автор этих строк. Инструкторы прошли полный курс обучения на самолетах УТ-2, УТИ-4, И-16 и Ла-5. Обучение завершили 23 человека. Все в 1944 году были отправлены на фронт. После войны многие из них занимали высокие командные должности в своей стране.
В начале 1943 года прибыла особая группа курсантов из 5 человек – сыновей членов Политбюро ЦК ВКП(б) и высоких государственных руководителей. Окончив курс обучения, они были отправлены на фронт. Командовал этой группой курсантов подполковник Трунов – бывший инструктор, обучавший сына И.В. Сталина Василия. В помощь ему был направлен командир отряда И.И. Щербаков – бывший инструктор ЦАК СССР им. Чкалова.
Самоотверженный труд постоянного летного, технического, преподавательского составов и работников штаба продолжался до июля 1945 года. За период своей деятельности (начиная с 1 декабря 1940 года) в Вязниковской ВАШП был подготовлен 1081 летчик-истребитель.
При обучении курсантов использовались самолеты У-2, УТ-2, УТИ-4, И-15, И-153, И-16, Ла-5, Ла-7, Як-7, Як-1. Авторитет выпускников школы, как боевых летчиков-истребителей, был очень высок. Руководство школы получало много отзывов от командиров частей и соединений, оценивших качество летной и боевой подготовки наших воспитанников.
За участие в боях на фронтах Великой Отечественной войны, при несении боевого дежурства и испытании боевой техники, за качественное обучение летчиков командный состав и выпускники школы награждены высокими государственными наградами. 26 летчиков были удостоены звания «Герой Советского Союза». В их числе — пять летчиков–инструкторов и командиров школы – Г.А. Баевский, И.Д. Занин, Е.М. Яременко, В.Д. Жихарев и И.И. Щербаков.
По окончании Великой Отечественной войны, выполнив свое назначение, на основании директивы начальника Генерального штаба Красной Армии от 12 июля 1945 года, Вязниковская ВАШП 15 ноября 1945 года была расформирована. Знамя школы передано в музей ВС СССР (Москва). Грамота, формуляр к знамени и архив школы переданы в Центральный архив МО СССР (Подольск).
Завершая краткую историю деятельности школы, считаю своим долгом отметить особенности летной профессии. Работа летчика связана с высокой опасностью и риском. Непредвиденные обстоятельства возникают не только при выполнении заданий, но и в обычных учебных или тренировочных полетах, требующих мгновенного и единственно верного решения летчика. При выполнении служебных обязанностей мы потеряли 21 человека, 5 человек погибли при выполнении боевых заданий.
Вязниковская ВАШП и город Вязники вошли в славную боевую историю Военно-воздушных сил России.
Комментарии