Не секрет, что сельская школа — это особая атмосфера, дух теплоты, дружбы и сотрудничества. Наша, Осинковская, — не исключение. Ребята живут здесь активной, насыщенной событиями жизнью, участвуют в конкурсах различного уровня, нередко побеждают, и каждый из них стремится к своей, заветной цели. А учителя стараются донести до воспитанников мысль, что человек должен и может добиваться в жизни всего, чего захочет. Основная наша задача — научить учеников быть успешными в условиях меняющегося и быстро развивающегося мира, помочь реализовать заложенный в них потенциал. Дети из сельской глубинки подчас бывают весьма талантливы, потому что с детства помогают родителям, осваивая большое количество практичных профессий, связанных с сельским хозяйством, животноводством, строительством. При этом хочется, чтобы ребята наши имели представление обо всех профессиях, востребованных в обществе. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор и быть за него ответственным.
В школе последние 3 года большое внимание уделяется вопросам ранней профессиональной ориентации обучающихся. Знакомство с миром профессий начинается в начальных классах на уроках русского языка и математики, окружающего мира и технологии, занятиях в рамках внеурочной деятельности. Изучая суффиксы и решая задачи, знакомясь с баснями И. Крылова и рассматривая вопросы экологии, ребята вместе с учителем познают взрослый мир, защищают мини-проекты, расширяют свой кругозор. В начальной школе классные руководители формируют представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, тогда же дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессиональной стезе.
В 5-9 классах формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Также формируется представление о востребованных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора будущего пути. На протяжении последних трёх лет учащиеся 8-9 классов были участниками муниципального проекта «ВязникиТехноСфера». Ребята посетили три учебных заведения: «Владимирский механико-технологический колледж», «Вязниковский технико-экономический колледж» и «Никологорский аграрно-промышленный колледж», познакомились с профессиями, представленными данными учебными учреждениями, приняли участие в профессиональных пробах. Показателем успешной реализации данного проекта стали 63% выпускников 9 класса, выбравших инженерно-техническое направление!
Большую помощь в организации профориентационной работы играет доступ в интернет — он в прошлом учебном году появился у нас во всей школе. Теперь в своей работе мы активно используем различные ресурсы и сайты. В прошлом учебном году ребята нашей школы с удовольствием участвовали в открытых уроках, организованных в рамках федерального проекта «Проектория». «Проектория» — это сайт по бесплатной профориентации для детей, предлагающий школьникам поучаствовать в решении современных технологических задач от крупных компаний и инженерных вузов.
Интересным для ребят стал и федеральный проект ранней профориентации для учащихся «Билет в будущее». Участвовали в нём ребята 6-9 классов. Они прошли интерактивные тесты на знание профессий и профориентацию, получили информацию о нужных навыках и компетенциях. Проект «Билет в будущее», учрежденный президентом страны, дает возможность ребенку из глубинки развить таланты в любой профессии. Участие в данных программах мы продолжим и в следующем учебном году. Конечно, привлечём заинтересованных родителей, потому что только вместе мы сможем достичь определённых результатов.
Огромную помощь в профориентационной работе нам оказывают выпускники. Родилась интересная традиция – встречи «Сто вопросов о профессии», на которых ребята могут задать интересующий их вопрос гостю, узнать о профессии из первых рук. Так мы познакомились с профессиями наших выпускников: фельдшер, врач, инженер, воспитатель, программист, бухгалтер, электрик, автомеханик, повар и другие. Мы отслеживаем биографии выпускников, которые работают в разных уголках нашей страны, но, приезжая в родное село, обязательно приходят в школу и делятся своими впечатлениями, рассказывают о своей профессиональной карьере.
Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека, поэтому стоит потратить время, а иногда и деньги, чтобы этот шаг был сделан в правильном направлении. А родителям хочется посоветовать обратить внимание на наши вязниковские профильные 10–11 классы, доказавшие высокий уровень предпрофессиональной подготовки для поступления в соответствующие ВУЗы.
Наталья Стальнова, директор Осинковской школы.
Комментарии