Художник Юрий Михайлович Ваванов на протяжении всей жизни пел свою песню — словно гимн лаковой миниатюре, и она очень напевно и звучно влилась в общий хор произведений художников Мстёры. Это подтверждает и выставка, открывшаяся в стенах музея. На ней представлены авторские произведения из музея «Центра традиционной мстёрской миниатюры», а также из частной коллекции семьи.
Юрий Михайлович Ваванов родился 19 января 1937 г. неподалёку от Боголюбова, близ города Владимира, в селе с красивым названием Добрынское. И само название села (с корнем «добро), и дата рождения совпадают с празднованием православными одного из самых больших праздников на Руси — Крещения. Видимо, это и предначертало судьбу Ю.М. Ваванова – стать художником.
В 1951 году он поступает в Мстёрскую художественную профтехшколу. Миниатюрной живописи учился у Е.Н. Зониной. В 1955 г. пришёл работать на фабрику «Пролетарское искусство». Удивительное это было время. На производстве ещё трудились основоположники мстёрской лаковой миниатюры И.Н. Морозов, И.А. Серебряков, И.А. Фомичев, Е.В. Юрин. Общение с ними способствовало творческому развитию мастера. На одном предприятии он провёл 51 год. И в горе, и в радости творчество всегда помогало выстоять. И вот уже сам художник стал страницей истории Мстёрского промысла.
Среди художников Мстёры Ю.М. Ваванов является яркой творческой индивидуальностью. Кругозор мастера широк, поэтому и темы его произведений многообразны — былины, сказки, история русского государства. Среди работ выделяются такие произведения, как «Красные люди гонят плоты, зелёный поток ревет (1965), «Ликбез» (1968), «Минута молчания — 1924 г.» (1970), «Сказка о царе Салтане» (1972), «Ермаковы лебеди» (1986), «Снегурочка» (1996), «Огородник» (1996) и другие.
С 1965 года Ю.М. Ваванов — член СХ СССР, участник зональных, республиканских, всероссийских и зарубежных выставок. За свой труд награжден бронзовой медалью ВДНХ. Одной из интересных его миниатюр стала шкатулка «Первый велосипедист», отличающаяся лаконизмом композиции. На окраине деревеньки всего-то три фигуры, с удивлением смотрящие вслед уезжающему велосипедисту. Холмистая местность с убегающей вдаль дорогой и одинокий путник, продолжающий свой путь.
В этом случае, как и в многих других, характерная избирательность изобразительных средств подкупает внимание зрителя.
У Юрия Михайловича ярко выраженный художественный почерк. Композиции его миниатюр сложны, повествовательны, многофигурны, полны динамики. Он тяготеет к манере письма одного из основоположников лаковой миниатюры Мстёры — Н.П. Клыкова. Художник создал немало больших настенных панно, и одно из них посвящено поэту А.С. Пушкину и столь знакомому многим уголку псковской земли – Михайловскому. Именно там были созданы «деревенские» главы «Онегина», стихотворения «Зимний вечер», «Я помню чудное мгновенье». Образ Пушкина, созданный Ю.М. Вавановым, приоткрывает маленькую завесу сокровенных тайн творческой души художника.
История русского государства отражена в миниатюрах «Коллективизация», «Минута молчания», «Ермак» и других.
В 1990-е годы у художника появляются произведения «Не брани меня, родная…», «Огородник». В них большое внимание уделяется написанию пейзажа, здесь можно полюбоваться и разнообразными травами и цветами, причудливыми деревьями, и уходящими вдаль пригорками и перелесками. В работах проявляется «вавановская» художественная манера исполнения, которую уже невозможно спутать ни с какой другой.
Не менее интересными композиционными решениями являются декоративные настенные тарелки — «Осень смуглая в подоле, красных листьев принесла», «Весна», «Масленица», «Эхе–хе, так вот он какой наш воришка» (по сказке «Конек-горбунок»). Во всех работах присутствует динамика движения. Травный орнамент полностью подчинен движению главных героев. Если это осень, то образ её символизирует девушка на голове с корзиной яблок, винограда, груш, из фартука она сыплет листья клена, рябины, дуба. И деревья, словно богато украшенные осенние дары с пышными цветами, волнистыми стеблями радуют глаз. Орнамент, завершающий тарелку, состоит также из листьев и плодов шиповника, рябины и декоративных цветов.
Сюжеты обрядовых праздников тоже находятся в центре внимания художника. В этой части можно выделить произведения «На Ивана Купалу», «Прощай, Масленица». Также в 2000-е годы одной из любимых тем Юрия Михайловича становится «Снегурочка» по пьесе Островского – все миниатюры больших размеров, трудоёмки по исполнению. Например, в «Царстве Берендеев» сам царь расписывает красками свой дворец, народ же радуется празднику Ярилы, веселится, водит хороводы.
Без сомнения, Юрий Ваванов творит свой мир красоты. Его композиции привлекают зрителя фантазией. В фигурах главных героев он использует то плавные, певучие линии, то, наоборот, энергичные. Внимательно прослеживает складки одежды, динамику отдельных элементов, подчиняет общему строю композиционного решения. В росписи одежд обязательно присутствует русский национальный орнамент. Созданные художником образы – будь то Снегурочки или Берендея — обращают на себя внимание необычной лирикой колористического решения, сказочной повествовательностью.
Юрий Михайлович всегда охотно делился опытом работы с молодежью, был руководителем молодежной творческой группы, передавал мастерство на творческих встречах учащимся Мстёрской художественной профтехшколы.
На образцах этого художника воспитывалось не одно поколение мстёрских мастеров лаковой миниатюры, а создано их огромное количество. Любовь и преданность к искусству Мстёры Ю.М. Ваванов пронес через всю свою жизнь. Творческими успехами художника может гордиться вся его дружная семья, в которой выросли 2 дочери, 4 внука, и 10 правнуков.
К огромному сожалению, мастера не стало в 2017 году. С нами – его творческое наследие.
Выставка наглядно убеждает, что чистота цвета, технические особенности письма, собственный подход к теме, личностные настроения, переживания заложены в миниатюрах Ю. Ваванова. Работы художника отличаются удивительной гармонией, излучают особую доброту, создают положительный, позитивный настрой. Чем выставка может особенно удивить зрителя? Например, на ней представлены миниатюры, созданные в период с 1964 по 2016 годы. Две работы — «Лесная сказка. Осень» и «Весна. Глухарь» — написаны маслом на холсте. А ещё в преддверии 8 Марта наши милые дамы могут убедиться в том, что на 18 миниатюрах образ женщины воспет наглядно.
Словом, Мстёрский художественный музей приглашает на выставку гостей. Благодарим семью Ю.М. Ваванова и ПК ЦТММ за предоставленные произведения.
Т. Коткова, куратор выставки, искусствовед, член СХ России.
Комментарии