В 1813 году под городком Кульм в Богемии русско-прусская армия разгромила французский корпус генерала Вандама. Основная тяжесть боя легла на русский отряд генерала графа Остермана-Толстого. Целый день он держался против втрое превосходящих его сил французов. На следующий день к Остерману-Толстому подоспели подкрепления, Вандам был окружен, а большая часть его войск сдалась в плен. В Кульмском сражении русские потеряли около 7 тысяч человек убитыми и ранеными. Генерал Остерман-Толстой лишился левой руки, перебитой пушечным ядром и ампутированной на поле боя. Победа при Кульме предотвратила распад антинаполеоновской коалиции и не дала возможности Наполеону развить успех после выигранной им накануне битвы при Дрездене. Участники Кульмского боя были щедро награждены. Прусский король Фридрих-Вильгельм III даже учредил специальную награду — Кульмский крест. Среди участников Кульмского сражения были и выходцы из Владимирской губернии, и те, чьи биографии оказались связанными с Вязниковским краем. Полного списка наших земляков, сражавшихся при Кульме пока нет, но часть имен по архивным данным удалось установить.
Молодым 17-летним прапорщиком лейб-гвардии Измайловского полка бился под Кульмом Николай Иванович Замыцкий — помещик Вязниковского и Ковровского уездов. Он принимал участие в кампании 1812 года и за Бородинское сражение был награжден Георгиевским крестом, к которому почти год спустя прибавился и Кульмский крест. Закончил военную службу Замыцкий в чине лейб-гвардии штабс-капитана в 1818 году, вернулся в Вязниковский уезд, избирался депутатом Владимирского дворянского депутатского собрания и скончался в конце 1860-х гг. в своем имении сельцо Домнино Вязниковского уезда.
Героями Кульмского боя стали братья Каблуковы, причисленные к владимирскому дворянству еще в 1793 году — ровно за 20 лет до сражения (документы об этом сохранились в Государственном архиве Владимирской области). Каблуковым принадлежали в Вязниковском две деревни — Барсково и Окульцево.
При Кульме полковник Владимир Иванович Каблуков, герой Аустерлица и Бородина, командовал эскадроном Кавалергардского полка, защищавшим правый фланг позиции Остермана-Толстого. Как отмечено в формулярном списке В.И. Каблукова, в Кульмском сражении он «взял 4 французских пушки, отбил 20 прусских пушек и русский обоз, захватил в плен 280 неприятелей», за что и получил орден св. Георгия IV степени. В 1814 году Владимир Каблуков был произведен в генерал-майоры и назначен командиром лейб-Кирасирского полка. Позже уже генерал-лейтенантом он командовал гусарской дивизией, а, выйдя в отставку, стал сенатором. Скончался В.И.Каблуков в 1848 году от холеры и был погребен на кладбище Московского Донского монастыря. Его надгробие сохранилось там до сих пор.
Брат Владимира Каблукова полковник Платон Каблуков, прошедший через плен после Аустерлица и раненый при Бородино, тоже сражался под Кульмом в качестве эскадронного командира Кавалергардского полка. За отличие при Кульме он был награжден Кульмским крестом и произведен в генерал-майоры, а потом получил под команду Курляндский драгунский полк с которым дошел до Парижа. Генерал-лейтенант Платон Каблуков командовал кирасирской дивизией и резервным кавалерийским корпусом до своей кончины в 1835 году в 56-летнем возрасте — сказались старые раны. Портреты братьев Каблуковых находится в галерее героев Отечественной войны в Зимнем дворце в Петербурге.
Еще одним участником Кульмского боя стал помещик Вязниковского уезда прапорщик лейб-гвардии Измайловского полка Сергей Васильевич Самсонов, награжденный «за Кульм» орденом св. Владимира IV степени с бантом и Кульмским крестом. Его старший брат Александр Васильевич Самсонов, офицер того же полка, был убит в Бородинском сражении, а двоюродный брат генерал-лейтенант Александр Петрович Самсонов в 1861-1865 гг. занимал должность владимирского военного и гражданского губернатора.
Участником Кульмского сражения был и потомок старинного владимирского рода сослуживец и приятель Замыцкого и Самсонова поручик лейб-гвардии Измайловского полка Владимир Павлович Крупенин. Его отец Павел служил владимирским исправником. Герой Бородина, В.П. Крупенин за мужество и отвагу при Кульме был награжден орденом св. Владимира IV степени с бантом и Кульмским крестом. После окончания наполеоновских войн он остался в рядах лейб-гвардии Измайловского полка, где дослужился до полковника.
Героем Кульмского сражения был и генерал-майор Иван Сергеевич Леонтьев — командир Глуховского кирасирского полка — одной из частей, подоспевших на помощь Остерману-Толстому на второй день сражения. И.С.Леонтьев был женат на графине Любови Николаевне Зубовой, внучке полководца А.В.Суворова, унаследовавшей от матери и деда богатые владимирские имения. Раненый при Аустерлице и заменивший раненого командира Конной гвардии при Бородино, генерал Леонтьев при Кульме получил еще одно ранение — пулей в правую ногу. Со своими кирасирами Иван Леонтьев дошел до Парижа, а потом командовал кирасирской бригадой и гусарской дивизией. В 1824 году генерал Леонтьев отправился в Пензу на маневры, где скоропостижно скончался в возрасте всего лишь 42-х лет и был погребен на кладбище Пензенского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Внуки генерала Иван и Михаил Леонтьевы на рубеже XIX – начале XX веков занимали должности владимирского губернатора и владимирского губернского предводителя дворянства.
Среди героев Кульского сражения был и подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка Матвей Матвеевич Муромцев. Тяжело раненный пулей в голову в начале войны 1812 года (эту пулю удалось извлечь из раны только в 1822-м!), он вернулся в строй. При Кульме Муромцев был адъютантом генерала Ермолова, который сменил графа Остерман-Толстого после тяжелого ранения, повлекшего потерю руки. Сам Ермолов, посылавший Муромцева с поручениями в самые опасные места на поле боя, называл его «адъютант-стрела» за точность и быстроту передаваемых приказаний. За Кульм Муромцев был награжден орденом св. Анны II степени, прусским орденом Pour le mérite (За заслуги), Кульмским крестом и чином гвардии поручика. Вместе с Ермоловым Муромцев дошел до Парижа, а закончил военную службу в 1817 году полковником. В 1821-1822 гг. в течение года и двух месяцев в чине коллежского советника он занимал пост владимирского вице-губернатора, сменив во Владимире своего друга Дмитрия Бибикова — героя Бородина, потерявшего руку в этом бою, будущего министра внутренних дел. В качестве владимирского вице-губернатора Муромцев, неоднократно бывавший в Вязниках, добился значительного увеличения доходов казны и министром финансов графом Гурьевым был переведен в Тамбов на такую же должность «для исправления дел». Скончался М.М. Муромцев в глубокой старости в 1879 году в 89-летнем возрасте. До последних дней ветеран сохранял прекрасную физическую форму и зимой очень любил кататься на коньках.
Это далеко не все наши земляки — участники легендарного Кульмского боя. Скорее всего, будут установлены и другие имена. Это тем более важно, что современники расценивали Кульмскую победу как почти равную по славе Дню Бородина, а великий Пушкин в одном из ранних стихотворений восклицает «Сыны Бородина, о кульмские герои!», подчеркивая особую значимость двух знаменитых сражений.
На иллюстрациях:
1-3. Различные стадии Кульмского сражения
5. Памятник, установленный на месте Кульмского боя
6. Современный обелиск в память о Кульме
8. Надгробие В.И. Каблукова в Донском монастыре в Москве
11. Спасо-Преображенский монастырь в Пензе, где был похоронен генерал И.С. Леонтьев
Комментарии