…Больше всего на свете она любила жить, любила окружающий её мир, природу, людей, в которых очень тонко и по-своему разбиралась, а ещё любила живущее и поныне живое искусство мстёрской лаковой миниатюры.
Антонина Михайловна Овчинникова, в девичестве Захарова, родилась 18 июня 1926 года, в большой семье. Семья Захаровых проживала на улице 3-го Интернационала. Кроме красивой девочки Тонечки с карими, как вишенки, глазами, двумя длинными косами до пояса, в семье были ещё три брата и сестра. Мальчики учились в школе, закладывали с Иваном Алексеевичем Альбицким большой сад, жили с огромными надеждами и планами учёбы на будущее. Но Великая Отечественная война изменила все планы и судьбы людей. Всех ребятишек, родившихся в 20-е годы.
Тонечка Захарова, по совету Евгения Васильевича Юрина, в 1942 году поступила учиться в Мстёрскую художественную профтехшколу при артели «Пролетарское искусство». Девочке повезло: искусству лаковой миниатюры она училась у основоположника мстёрской миниатюры Николая Прокопьевича Клыкова. До конца своей жизни она всегда вспоминала его слова: «Посмотрите-ка, как деревья-то кроны свои в небо пораскинули». Таким образом художник Клыков учил своих учеников контурному ажуру рисунка деревьев — купы листвы к центру пишутся гораздо активнее, а дальше постепенно изменяются по своей форме.
Антонина Михайловна вспоминала, как морозной зимой они хоронили Клыкова всем курсом и всей артелью в 1944 году. А дальше азам миниатюрной живописи их обучал не менее известный основоположник — Иван Александрович Фомичёв. Именно этот период обучения и окажет в дальнейшем влияние исполнительской манеры письма на творчество всего последующего поколения художников, пришедших на смену основоположникам мстёрской миниатюры.
Антонина Михайловна Овчинникова принадлежит к когорте тех женщин, которые пришли в искусство Мстёры в конце 40-х годов. Это её подруги – Лидия Александровна Демидова (Древина), Вера Георгиевна Старкова (Шепурова), Юлия Владиславовна Демидова (Юрина); соратники по кисти – Екатерина Николаевна Зонина, Антонина Ивановна Афанасенко, Мария Дмитриевна Немова, Нина Александровна Любомудрова, Мария Кузьминична Петрова. В артели «Пролетарское искусство» все они сразу начали писать авторские работы.
Миниатюры А.М.Овчинниковой «У колодца», «Провожают гармониста в институт», «На старт» были закуплены музеями города Москвы (НИИХП) и Мстёры (МХМ). Работы 50-х годов отличаются крупным форматом композиций, но в них уже присутствует та светлая, нежная, светоносная колористическая гамма, что идёт от исполнительской манеры И.А. Фомичёва.
С глубоким трепетом и волнением души Антонина Михайловна всегда вспоминала о председателе артели «Пролетарское искусство» Иване Степановиче Суслове. Именно он поставил её художественным руководителем артели с 1952 по 1954 годы. Она работала с ведущими художниками Мстёры 50-60-х годов – Е.В.Юриным, И.Н. Морозовым, И.А.Фомичёвым. Артель в то время курировала опытный, но такой же молодой по возрасту московский искусствовед Людмила Константиновна Розова. С именем Антонины Михайловны связан творческий путь художников В.И.Корсакова, И.К.Балакина, Л.А.Фомичёва, Ю.М.Ваванова, Н.Г.Дмитриева.
В 1955 году А.М.Овчинникова перешла работать в Мстёрскую художественную профтехшколу и вошла в искусство Мстёры как педагог. У неё было пять выпусков молодых художников. Из первого выпуска – заслуженные художники РСФСР Б.Французов и В.П.Фокеев. В следующем году были выпущены члены СХ России Ю.А.Лебедев – преподаватель МХПУ им Ф.А. Модорова, выпускник Костромского педагогического института им А.Н.Некрасова, и В.А.Аношин – директор Детской школы искусств г. Мурома.
Антонина Михайловна гордилась своими учениками. Обучая их, она в то же время писала для них образцы. Ею была создана миниатюра «Хоровод», иллюстрацию которой использует для оформления упаковочных коробок Бабаевская кондитерская фабрика. В 80-е годы написаны бисерницы «Царевна-лягушка», «В лесу прифронтовом». Их отличает добротное письмо пейзажа, выписанность лиц, размером с игольное ушко, нежный осенний колорит.
Кроме учеников, Антонина Михайловна воспитала двух прекрасных дочерей — Наташу и Леночку. Любимая внучка Танечка окончила МХПУ им. Ф.А.Модорова по классу вышивки, Московский художественный институт, работает во Владимире дизайнером. Есть и два внука: Алексей окончил Серпуховское военное училище, офицер; Сергей учится в Московской финансовой академии.
Рука об руку шёл с Антониной Михайловной по жизни прекраснейший человек, её муж – Пётр Алексеевич Овчинников. Их нельзя представить порознь. Дом их всегда был полон гостей, а 18 июня ученики всегда шли с букетами пионов, зная наперёд, что их уже ждёт пирог с земляникой.
На выставке в музее представлены ученические живописные работы Тони Захаровой 1943 года — это и натюрморты, и наброски с натуры. Зритель может увидеть миниатюры А.М.Захаровой (Овчинниковой), написанные в 1950-е годы: «Автопортрет» (1951), «У колодца» (1951), «Хоровод» (1958), «Тёплая весточка» (1948), «Танец берёзка» (1950-е годы) и другие.
Выставлены и образцы написания горок, коня, пейзажа в разных исполнительских манерах — «фомичёвской», «клыковской», «сеньковской», исполненные педагогом миниатюристом А.М.Овчинниковой для копирования работ студентами.
Не менее интересными являются пейзажи, написанные акварелью в 1949 г. во время пребывания А. Захаровой (Овчинниковой) в творческой командировке с основоположниками мстёрской лаковой миниатюры В.Н.Овчинниковым и И.А.Серебряковым в городе Сухуми.
На открытии выставки присутствовали родственники, члены СХ России, бывшие студенты МХПТШ им. Ф.А.Модорова. Все мы пришли на встречу со своей молодостью. Самые искренние воспоминания о женщине-труженице, педагоге, художнике высказали почти все гости.
Комментарии