Евгений Васильевич родился (9) 22 февраля 1898 г. в слободе Мстёра в семье потомственных иконописцев. Его отец Василий Степанович Юрин работал «личником» в крупной мастерской И.Е. Мумрикова. В 1902-м на Всероссийской кустарной выставке он был награжден серебряной медалью «За тонкое тщательное письмо в духе старинной русской иконописи». Мать Агрипина Тимофеевна делала из бумаги цветы для фольговых дешёвых икон. Старшие братья Евгения — Иван и Всеволод — были иконописцами-«личниками».
С девяти лет Евгений пел в церковном хоре. Сияющие одежды служителей, переливчатость узоров влияли на формирование личности будущего художника. Как и братья, подросток отправился учиться в иконописную школу, после окончания которой в 1913 г. пришел работать в одну из лучших иконописных мастерских Степана Алексеевича Суслова.
Юрин был мастером «доличного» письма в иконах. Писал пейзаж, архитектуру, расписывал сусальным золотом орнаменты на одеждах Святых.
В 1916 г. молодой человек был призван в армию, а в 1919 г. призван в Красную Армию, воевал в дивизии латышских стрелков. С 1923 г. Евгений Васильевич стоял у истоков создания «Мстёрской артели древнерусской живописи». Вместе с И.А. Серебряковым в декабре 1930 г. осваивал технику миниатюрной живописи в Кустарном музее ЦН опытно-показательной станции ВСНХ РСФСР. В Москве сотрудники Кустарного музея раскрыли перед мастерами необходимость условий формирования художественного образа. Во-первых, миниатюра должна отвечать потребностям времени. Во-вторых, кроме идеи произведения должна быть мировоззренческая основа образа, т.е. цель, ради которой создается работа. И третье — изобразительное начало художественного образа, обозначающее возможности достижения поставленной цели. Ведь у каждого мастера свой опыт, своё восприятие явлений как в жизни, так и в искусстве.
Сперва, как и все, Юрин расписывал шкатулки сюжетами. Однако с 1937 г. он полностью перешел на орнамент. Его вклад в историю развития мстёрской миниатюры определяется орнаментально-декоративными композициями, получившими название «юринский орнамент». Композицию художник строит обычно следующим образом. В центре крышки в овале или круге на цветном фоне компонует цветы или фрукты, в углах своеобразными парусами располагает сложные орнаментальные узоры из стилизованных растений. Произведения Юрина полны неиссякаемой фантазии, для них характерно богатство и изящество в росписи сусальным золотом.
В миниатюрах Евгения Васильевича краски живут, дышат, сверкают множеством оттенков. По выражению самого художника: «Свет создает красоту, а золото свет, всё зависит от умения им пользоваться». Умение оформить изделие с учетом формы и материала является отличительной чертой его работ. Его орнаменты всегда четки и ритмичны.
Интересны эскизы Евгения Васильевича начала 1930-х годов. Среди них сюжеты на современную тему: «Крейсер Аврора», «Сбор грибов», «Мичурин». В 1934-37 г. появляются следующие темы – советская семья, велосипедисты, станция метро. В эскизах 1937 года Юрин с огромной любовью рисует лебедей, уточек, лисиц на фоне трав, осок, невысоких деревьев.
В эскизах 1935-38 г. наглядно просматривается изображение натюрмортов – яблок и винограда в вазах, корзинах, с использованием виноградных листьев. На шкатулках и кувшинах художник рисует дивных птиц изящных отточенных форм. В эскизах 1938 г. всё чаще автор изображает царицу цветов – розу. О «золотой юринской розе» художники говорят как о чуде.
С 1937 г. Е.В. Юрин — постоянный участник художественных выставок. В 1940-м он был принят в члены Союза художников СССР.
Годы Великой Отечественной войны тяжелой ношей отразились и на судьбе художника Юрина. В 1941 г. умирает его отец, в 1942-м — мама. Под Сталинградом погибает его сын Анатолий, а в 1944 г. под Оршей — второй сын Алексей.
В период войны на коробках и портсигарах автор изображает партизан, лихо скачущих на конях. На шкатулках появляются крупные формы цветов на черном фоне. В миниатюрах 1945–1946 годов в композициях четко прослеживается компоновка растительных форм в геометрические фигуры – ромбы, овалы, круг. Евгений Юрин разрабатывает новые мотивы, заимствованные из советской эмблематики. Именно в 1940-е г. художник включает в орнамент такие элементы, как гербы, ордена, знамена, эмблемы. Юриным были написаны миниатюры «Орден Красного знамени» (1947), «Орден Победы» (1947), «Спасская башня» (1947).
Необходимо обратить внимание, что лучшее изображение «Ордена Победы» (1947) — шкатулка — находится в Мстёрском художественном музее.
В 1950-1970 г. в творчестве Е.В. Юрина появляются новые черты — это кружевное обрамление центра композиции, которое стало постоянным элементом всех его произведений в годы творческой зрелости. Со временем кружевная полоса усложняется, появляются несколько её типов. Изящная живопись орнаментальных узоров по грамотности построения композиции, по линейному ритму, цветовой гармонии доведена автором до степени виртуозности. Художником созданы наиболее изящные миниатюры, полные нежного очарования. Букеты цветов приобретают лирико-поэтическое направление. Среди его произведений – «Золотое узорочье», «Золотая роза», «Роза и ромашки», «Цветы и фрукты», «Букет цветов» и др.
В 1957 г. Е.В. Юрину присуждено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР, а в 1978 году — звание Народный художник РСФСР. Произведения Е.В. Юрина находятся в ведущих музеях России и за рубежом. С работами мастера можно познакомиться на действующей выставке.
Орнаментальное направление прочно закрепилось в мстёрской лаковой миниатюрной живописи. Учениками и последователями мастера стали художники В.С.Корсакова, Ю.В. Юрина, Е.В. Громова, Р.А. Култышева. На современном этапе орнаментальное направление в искусстве Мстёры продолжают Ю. Жигалов, В. Филиппов (1955-2018), Н. Оськина, Н. Бережная, А. Юдин.
Комментарии