В течение двух месяцев в историко-художественном музее работала выставка картин владимирских художников из творческого объединения Art-Navis («Корабль искусств»). Время достаточное, чтобы любители живописи, да и все посетители музея успели ознакомиться с картинами и этюдами, представленными на выставке. Их не так и много, но они дают представление о творческой манере, технике и цветовых предпочтениях каждого автора, а в целом — об эстетическом направлении объединения.
Первое общее впечатление всегда бывает самым верным. Ощущение чистоты, свежести, ясности и мысль, что русское реалистическое искусство живо, никуда не исчезло, а продолжается новым поколением художников, – вот что выносишь при знакомстве с картинами артновистов. Невольно чувствуешь кровное родство с их мировосприятием, да и на картинах видишь знакомые и родные уголки наших древних городов — Владимира, Суздаля, Гороховца — и сельской глубинки. Не случайно вся выставка носит название «Родные мотивы». Ничего наносного, вычурного, преходящего. Живописный язык, на котором авторы картин разговаривают с нами, зрителями, понятен, близок и, добавим, дорог нам, как воздух и свет, как Божий день.
И картина с подобным названием художника А. Ёжкина не может не заставить остановиться перед ней, задуматься. Она очень светлая, благодаря белому снежному пространству на переднем плане, желтовато-розовому небу, деревьям в инее, всевозможных фиолетовых оттенков. А сюжет её прост: зады сельской усадьбы, дом с хозяйственными постройками, голые деревья по краю огорода. В общем, день как день — Божий день, с его заботами, которых зимой хоть немного поменьше у добывающих хлеб в поте лица своего. В другой картине этого автора, «Холодные сосны», сочетание сиреневых, фиолетовых и синих тонов даёт ощущение летнего ветреного дня.
Яркое впечатление оставляют работы И. Конотопова: «Ночь в Суздале», где причудливо изломанные тени деревьев ложатся на залитые желтоватыми бликами электрического света заснеженные улицы и высокие сугробы, а также «Зажгли огни», где сполохи красного, розового и оранжевого цветов в сочетании со всеми оттенками синего дают смешанное ощущение одиночества, холода и одновременно близости домашнего очага, теплоты и света.
Довольно интересны в цветовом решении работы Е. Савельевой, и хотя она и назвала свой суздальский пейзаж «Простым сюжетом» (а он действительно прост: деревянные домики на переднем плане, баньки, дворы, колоколенка церкви и главы Рождественского собора), за этой простотой скрывается сложная и интересная цветовая гамма картины, с яркой сочной зеленью летнего луга, красной крышей и васильковыми куполами собора на фоне тёмно-синего неба. А картина «Горящие краски осени» говорит сама за себя, хотя не всегда название картины может совпадать с её содержанием, но об этом речь ещё впереди.
Что же касается других работ Е. Савельевой, то нельзя не упомянуть картину «Уцелевший домик», ставшую эмблемой этой выставки. Деревянный домик на краю деревни, на обочине дороги; дерево, чуть ли не повалившееся на крышу. Но нет здесь ощущения безнадёжности, нет разросшегося бурьяна — наоборот, под окошками домика растёт розовый цветок, сродни аленькому цветочку аксаковской сказки. Справедливости ради надо сказать, что на картине этот домик не один: справа виден край крыши другого, на взгляд добротного дома. Однако почему-то именно этот крайний домик вызывает чувство тревоги и за его, и за наше будущее.
М. Власова была представлена на выставке двумя картинами с видами древних городов Владимира и Гороховца, а также пейзажем с сельским храмом («Церковь») и небольшой по размерам картиной «Родные просторы». Удивительно, но эта невеликая по размерам работа сумела вместить в себя и огромное бескрайнее небо, и бесконечную, искривлённую на спуске и подъёме дорогу – «святую великую даль», по словам поэта.
Интересны и другие работы представленных на выставке авторов: А. Звягинцева, М. Зерщиковой, Д. Иваниловой, М. Бурыки, Н. Мирзоян. Но совсем особое место, в прямом и переносном смысле, занимали (под них было выделено отдельное смежное помещение) выполненные в экспрессивной манере, широким мазком, полотна М.Герасимова: «Баня», «Мартовское солнце», «Зелёный дом», «Синий дом», «Сельская школа» и «Мартовский снег». В них много весеннего солнца, света, краски играют – невольно вспоминаешь Пришвина, его «весну света», «весну снега».
В заключение хочется привести слова относительно самого объединения Art-Navis, взятые из общедоступного информационного источника. Все его участники вышли из мастерской Вячеслава Конотопова и вместе с мастером «продолжают развивать традиции русского реалистического искусства, в частности его цветового и эмоционального направления. Авторы, вошедшие в объединение, принципиально не работают с фотографией, не копируют признанных мастеров и не заимствуют никаких «деталей» с картин пусть и горячо любимых художников». Одним словом, эти художники — сторонники чистого в самом лучшем смысле этого слова реалистического искусства.
В этом году объединению исполнилось 10 лет. Это не так много, но уже и немало. Устраивая выездные вернисажи, пропагандируя тем самым своё искусство и эстетическое направление, артнависты завоёвывают сердца любителей реалистической живописи.
Комментарии