В далёком 1980 году Наталья Юрьевна вошла учителем начальных классов в нашу школу первый раз. Сюда она была направлена на работу по распределению по окончании факультета начального обучения Владимирского государственного педагогического института имени П.И. Лебедева-Полянского. Стаж работы в нашей школе — 43 года.
Односельчане благодарны ей за то, что она учила несколько поколений людей в посёлке: наших бабушек и дедушек, пап и мам. Невозможно подсчитать, скольким людям дала знания и путёвку в жизнь. Считаем, что трудовую биографию Натальи Юрьевны можно рассматривается как пример для становления гражданских качеств подрастающего поколения. Люди о ней говорят: «Учитель от Бога». Для жителей посёлка Наталья Юрьевна — эталон образованности и интеллигентности.
«Не место красит человека, а человек место» – справедливое высказывание. Нам очень интересно и важно знать, как люди из поколения в поколение передают любовь к выбранной ими профессии учителя, особо почитаемой на селе. Ведь перед ними в русских сёлах издавна простой люд «шапку ломал», с поклоном обращался.
В результате проведённого исследования мы выяснили, что Наталья Юрьевна – учитель в четвёртом поколении по линии мамы и в третьем – по линии папы. Общий педагогический стаж двенадцати представителей династий родственных семей посёлка Мстёра в пяти поколениях, с 40-х годов XX века по настоящее время, от воспитателя детского сада до профессора университета, составляет около 430 лет.
Среди документов из семейного архива у Натальи Юрьевны имеется родословная из девяти поколений, начинающаяся с середины XIX века. Семейное древо насчитывает 203 человека и продолжает разрастаться.
Родом Наталья Юрьевна из посёлка Мстёра. Это особо значимое место на карте нашего района, Владимирской области, всей России. Один из самобытных центров традиционных народных художественных промыслов. Земля художников, поэтов, учёных. Именно здесь проходило становление её характера, формировалось её мировоззрение. Воспитывалась она в учительской семье, где ей с детства была привита любовь к людям и Родине. Наталья Юрьевна продолжила дело семейной учительской династии.
Её родители Юрий Васильевич и Вера Фёдоровна Гаранины были педагогами. Мама после окончания Ивановского пединститута работала в Мстёрской средней школе учителем географии. Учителем начальных классов в одной из школ Мстёры работал её дядя Крестьянинов Александр Петрович, тётя, Фаина Петровна Крестьянинова, была учителем труда в городе Казани.
Вера Фёдоровна Гаранина принадлежит к роду Крестьяниновых и Барановых в Мстёре. Старожилы его издавна стремились, по мере возможности, «хоть сколько-то, но обучиться грамоте».
Это подтверждает тот факт, что в Уставной Грамоте «О наделении крестьян слободы Мстёры имуществом и землями» — документе периода третьей четверти XIX века — среди собственноручных подписей грамотных крестьян есть фамилии Крестьяниновых и Барановых. В то далёкое время это было большой редкостью.
Юрий Васильевич Гаранин после окончания пединститута в городе Шуе работал в Мстёре учителем физики и математики. Родом он из деревни Тетерино Ковровского района. Там в соседней деревне Бабиковка его мама, Гаранина Елизавета Фёдоровна, работала учителем начальной школы.
Юрий Васильевич с сёстрами с юных лет остались без родителей, но не познали сиротства. Их воспитали бабушка с дедушкой в обстановке любви и заботы.
Юрий Васильевич Гаранин много читал, долгие годы собирал библиотеку. Любил поэзию. Его стихи — о природе, о родной земле — посвящались близким людям. Он был увлечённым рыбаком, удачливым грибником, охотником. Если шёл по грибы, то обратно возвращался с полной корзиной белых или груздей даже в неурожайное лето, когда мало кто возвращался из леса с грибами.
С молодых учительских лет Юрий Васильевич был активным общественником, грамотным пропагандистом, ходил с лекциями о международном положении в соседние со Мстёрой деревни. Люди с интересом слушали его. Он был чутким и отзывчивым человеком. Любил людей. Ему доверяли руководить коллективом учителей. Был завучем, затем директором Мстёрской средней школы №11. Всё это способствовало формированию мировоззрения его дочерей, Натальи и Татьяны, которое основывалось на доброте и бескорыстном служении людям.
В доме детства и юности Натальи Юрьевны родители с друзьями, коллегами-педагогами, часто разговаривали о школе, её проблемах и учениках.
Родители Натальи Юрьевны много читали, постоянно были подписаны на многотомники изданий русских и зарубежных классиков. Всегда следовали правилу: учитель непременно должен учиться и совершенствоваться.
Когда Наташа была совсем маленькой, папа или мама брали её с собой в школу. Сидя за последней партой, девочка вслушивалась в голоса детей, мамы и папы, ведущих урок или родительское собрание.
«Для себя я определилась с выбором профессии в раннем детстве. Все мои детские игры были связаны только со школой», — говорит Наталья Юрьевна.
В семейном архиве имеются её школьные Похвальные грамоты за успехи в учении при примерном поведении. За активную общественную работу в школе её имя занесено в Книгу Почёта Мстёрской средней школы.
Не оставила Наталья Юрьевна общественную деятельность и в институте. Была все годы своего студенчества бессменным старостой группы. С удовольствием выезжала на летних каникулах работать вожатой в пионерские лагеря и на туристические сборы.
«В моей семье слова «душевное тепло» не были пустым звуком. Это чувство во всём: в отношении родителей друг к другу, в нашем с сестрой воспитании, в способности и желании делать добро, в восприятии мира», — говорит она.
За время работы Наталья Юрьевна стала учителем высшей квалификационной категории, «Отличником народного просвещения», учителем-методистом. Она награждена Благотворительным фондом наследия Менделеева медалью «За службу образованию», за успехи и достижения в деле образования подрастающего поколения.
Вспоминая время начала работы в нашей Стёпанцевской школе, она с благодарностью отмечает, что благодаря поддержке наставников из числа местных учителей-ветеранов с первых дней сумела показать себя грамотным специалистом.
С 1980 года по 1994 год Наталья Юрьевна работала в должности учителя начальных классов. С 1994 года она назначена заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе. Быстро завоевала авторитет в коллективе среди учащихся и их родителей. 21 сентября 1998 года была назначена директором нашей школы. Она всегда говорит, что успехи школы, это, прежде всего, успехи всего коллектива, благодаря сплочённости всех его членов и общей нацеленности на результат. А результатов немало. И это как раз в традициях нашей школы.
Наш директор имеет немало наград. В 2008 году она стала лауреатом областного конкурса «Женщина — директор года». Под руководством Натальи Юрьевны Сидоровой школа показывает достойные результаты в учёбе и спорте.
Работая под девизом «Школа чистой души и крепкого здоровья», учреждение более 12 лет подряд за последние годы становилось победителем регионального смотра-конкурса по спортивно-массовой работе и удостаивалась звания «Лучшая сельская школа по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы». И это заслуженные победы, потому что здесь, по мнению учеников, всегда уютная и тёплая душевная обстановка.
Современная Степанцевская школа – это инновационное поле двух муниципальных площадок по работе с детьми-инофонами по теме «Развитие эффективных педагогических условий для функционирования поликультурного пространства в сельской школе» и по формированию физического и нравственного здоровья личности по теме «Школа – центр формирования здорового образа жизни школьников средствами учебно-воспитательного процесса в современной сельской школе».
Школа постоянный участник национальных проектов в сфере образования. Здесь действует федеральная сеть центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Школа шесть раз за последние годы становилась обладателем Президентского гранта. На полученные финансовые средства учебное заведение укомплектовали новейшими средствами обучения и выполнили весь необходимый ремонт помещений, технических коммуникаций, окон и самого здания. В 2022 году полностью заменили кровлю.
Достижения школы ярко говорят о её высоком рейтинге среди образовательных учреждений Вязниковского района и Владимирской области. Коллективом разработана авторская программа работы с детьми-инофонами, реализуется программа работы с одаренными детьми. В рамках этой программы ежегодно проводится школьный этап Всероссийской олимпиады школьников.
За успехом директора кроется ежедневный, порой изматывающий труд. Но именно трудолюбивый, верящий в свой коллектив руководитель сможет привести школу к тому, что зовется успешностью, качеством, отличными знаниями. Мы считаем, что замечательным примером прекрасного руководителя является директор нашей школы – Сидорова Наталья Юрьевна.
Наталья Юрьевна постоянно помимо своей основной работы занята ещё и насыщенной общественной деятельностью. Вот уже семнадцатый год она является депутатом Вязниковского районного Совета народных депутатов. Её жизненная позиция и личное кредо основаны на убеждении «дарить душевное тепло».
«А.П. Чехов говорил: «Спешите делать добро». И я спешу! Спешу каждый час, каждую минуту быть рядом с моими учителями, с моими учениками. Спешу быть поддержкой и опорой им. Может быть, поэтому в нашей школе коллектив – это большая семья, с добрым и чутким отношением друг к другу. И мы трудимся все вместе, работаем над собой, стараясь во всем быть примером для учащихся», — признаётся директор.
Мы твёрдо убеждены в том, что вся жизнь Натальи Юрьевны, отданная детям, коллективу, людям, стране, подобна гражданскому подвигу. На наш вопрос о том, что составляет для неё счастье, Наталья Юрьевна ответила: «Я счастлива только от того, что каждое утро с удовольствием иду на любимую работу».
Мы гордимся нашим директором, для нас она пример и ориентир на всю жизнь!
Активисты школьного музея «Исток» МБОУ «Степанцевская сош»
Сухбатуллоева Фариза, Колесов Максим, Подлесный Сергей, Сухбатуллоева София.
Комментарии