Учитель и ученик… Друзья? Соперники? Коллеги? Взаимен ли процесс обучения, воспитания, образования личности? Зачем вообще нужен этот процесс в таком классическом виде передачи знаний, умений, опыта, образцов поведения, человеческих ценностей от взрослого профессионального педагога маленькому почемучке при непосредственном личном общении? Согласитесь, что сегодня получать знания мы можем, не вставая с дивана, даже без непосредственного общения с учителем. Сегодня верные помощники в обучении — родители, телепередачи, дистанционное обучение и самый главный всезнайка – интернет.
Так, может, обойдемся без учителей и школ? Обратимся к статистике. На вопрос «Зачем ты ходишь в школу?» подавляющее большинство детей-респондентов на первое место ставят такие цели: общаться с друзьями, понять свои способности и возможности, научиться дружить.
На предложение назвать лучшие качества любимого учителя отвечают: «Справедливость, любовь к нам, ученикам, умение нас слышать, понять и принять нашу точку зрения, наличие чувства юмора».
И еще немного статистики. На обращенный к учителям вопрос «Кого из своих учеников они помнят многие годы спустя?» отвечают, как правило, примерно так: «М. — это была такая добрая, такая душевная девочка! Всем помогала…», «С. – сильный, великодушный, правдивый, непосредственный» или «И. — творческий, с хорошим чувством юмора, с ним всегда было весело и радостно». И только потом речь пойдет о тех, кто замечательно знал предмет, отлично выступал на конкурсах, был гордостью и школы, и учителя.
Да, безусловно, получать предметные знания, формировать научную картину мира, помогать определиться с выбором профессии важно. Но не менее, а может быть, и более значимой частью школьной жизни всегда было и есть воспитание Человека. Человек живет в обществе и, только сравнивая себя с другими людьми, может понять, насколько его умения высоки, насколько его деятельность значима и привлекательна, насколько он порядочен в отношениях, честен, добр, ответственен… Все эти качества формируются исключительно при личном общении, с опорой на пережитый опыт, на сложившиеся или, наоборот, разрушенные отношения.
Конечно, учит учитель! Он получил соответствующее образование, много читал, изучал, больше прожил… Но так ли это безусловно? По моему глубокому убеждению, любой процесс обучения построен на взаимодействии, на взаимном стремлении приблизиться к истине. На уроке ли, в сложившейся проблемной ситуации, просто во время обсуждения чего-либо. И результат будет высоким, если мы, обучающий и обучающийся, взаимоинтересны друг другу.
Весь мой педагогический и жизненный опыт просто кричит: каждый, каждый человек может стать и становится в определенной мере учителем для другого: заимствуем интересные идеи и воплощаем их в жизнь, воспитываем в себе удивившие нас качества, учимся мастерству в каком-либо деле. Более того, есть чему поучиться и учителю у своих учеников. Чаще всего их непосредственности, умению радоваться жизни, любознательности, уверенности в своих силах, стремлению все понять и попробовать…
В современной школе собрались представители разных поколений со своими особенностями восприятия мира, и всем им необходимо научиться эффективно взаимодействовать, общаться, слушать и слышать друг друга, взять лучшее.
Судите сами. Бабушки и дедушки современных детей – это чаще всего люди, рожденные в 40-60-ые гг., так называемые «бэби-бумеры». Их отличительная черта – склонность к нравоучениям и стремление к критике сегодняшнего дня, так как раньше все было лучше.
Родители – это чаще всего представители поколения рожденного в 1967-1984 гг., так называемые «люди Х», приспособившиеся к переменам и реформам, стойкие духом и умеющие выживать в любых трудных условиях. Родившиеся в 1984-2000 гг. родители – «поколение игрек», уже не совсем уверенные в завтрашнем дне и в правильности своих действий и планов.
«Поколение Z» — наши ученики 2000-2015 г. р., гиперчувствительны, тяжело переносят чужое мнение, нравоучение. Они мыслят фрагментарно, быстро и дозированно воспринимают информацию, но если уж чем-то заинтересуются, то изучают вопрос детально.
А самые младшие наши дети – «поколение альфа» — способны молниеносно скопировать цифровой и графический контент. Во взрослой жизни будут готовы в любой момент освоить новую специальность.
Представители всех этих поколений выступают по отношению друг к другу и наставником, и наставляемым, и учителем, и учеником. «Учитель, воспитай ученика!». Все они помогают друг другу развиваться и совершенствоваться.
Огромную роль сегодня в такой многослойности образовательной структуры играют молодые педагоги, становясь как бы «переводчиком» для возрастных, помогая им понять современного ученика, его речь, интересы, предпочтения.
Кроме того, молодые педагоги, успешно совмещая преподавание с общественной, состязательной, творческой, волонтерской деятельностью, реализацией проектов, помогают всем поколениям выработать новый алгоритм обучения, новый алгоритм жизни, где очень важно уметь развиваться по своей индивидуальной траектории с целеполаганием, расчетом бюджета, определением рисков, контрольных точек своего маршрута, команды и наставников, достижимости качественного результата. Умения, которые сегодня очень важны практически в любой профессии. И если мы научим этому наших детей, то в будущем получим замечательное общество грамотных, ответственных, законопослушных, уважительных, профессионально состоявшихся граждан.
И есть сегодня у кого поучиться и в нашей профессии. У выученных нами учеников! Достойных, грамотных, ответственных, творческих, смелых, активных лидеров! Вот он, этот список участников годового марафона педагогического творчества. Знакомьтесь еще раз!
«Педагогический адреналин»
1. Шаклеина Валерия Владиславовна, учитель начальных классов, Чудиновская оош — победитель.
2. Алиуллов Андрей Дамирович, Лукновская сош;
3. Власова Алёна Олеговна, СОШ № 4;
4. Демидова Эльвира Петровна, Никологорская сош;
5. Мышкина Татьяна Константиновна, Степанцевская сош;
6. Нестёркина Анастасия Владимировна, СОШ № 2;
7. Постнова Анастасия Сергеевна, СОШ № 9;
«Педагогический марафон»
1. Орлов Максим Анатольевич, учитель физической культуры Чудиновская оош — победитель;
2. Климова Юлиана Юрьевна, Дворец спорта — победитель;
3. Аксентьева Ольга Александровна, МБОУ, СОШ № 3;
4. Бирев Юрий Владимирович, Паустовская ООШ;
5. Виноградова Светлана Витальевна, СОШ № 6;
6. Неризько Алексей Владимирович, ЦДОД;
7. Савинский Илья Романович, Дворец спорта.
«Учитель года»
1. Кубарева Дарья Валерьевна, учитель русского языка и литературы СОШ №3 — победитель;
2. Ильичёва Ирина Александровна, СОШ №4
3. Киселёв Дмитрий Юрьевич, СОШ №2;
4. Ситкова Светлана Александровна, Паустовская оош;
5 Спирина Ольга Владимировна, Октябрьская оош № 1»;
6. Сучкова Марина Валерьевна, СОШ № 9;
7. Шиловская Ольга Витальевна, Нововязниковская оош.
«Педагогический практикум. Открытая экспедиция»
1. Ильина Ольга Александровна, учитель биологии СОШ № 6 – победитель;
2. Шишов Константин Валентинович, Пирово-Городищенская оош;
3. Морозова Татьяна Александровна, СОШ № 4;
4. Семакова Татьяна Николаевна, СОШ № 3;
5. Белышева Ольга Владимировна, Вязовская оош;
6. Мошкович Наталья Петровна, Мстерская сош;
7. Круглова Ирина Алексеевна, ЦВР п. Мстера.
Победители региональных и участники всероссийских конкурсов
1. Булгакова Марина Владимировна, учитель иностранного языка СОШ № 9 – победитель
регионального конкурса «Учитель года Владимирской области».
2. Осипова Надежда Васильевна, педагог-психолог СОШ № 9, победитель регионального конкурса «Педагог-психолог».
«Воспитатель года. Призвание» (пройдет 6 октября)
1. Казакова Мария Сергеевна, детский сад № 14;
2. Гонта Елена Александровна, детский сад № 6;
3. Малова Галина Владимировна детский сад № 8»;
4. Базлова Елена Николаевна, Чудиновская ООШ;
5. Прынцева Людмила Викторовна, детский сад «Улыбка» п. Степанцево;
6. Васильева Алена Валентиновна, детский сад № 25;
7. Леонтичева Анастасия Владимировна, детский сад № 16.
Огромное спасибо всем, всем, всем, всем: молодым и возрастным, наставникам и обучающимся, учителям и ученикам, воспитателям и воспитанникам, педагогам, ветеранам педагогического труда! За неравнодушие! За верность! За ответственность! За активность! За смелость! За любовь!
А завершая свое эссе, я хотела бы воспользоваться идеями из блога учителя английского языка Юлии Смолкиной, которая уверена, что школьники многому ее учат ежедневно: поддерживать динамику урока, управлять своей энергией, менять форматы обучения, быть личностью. Она пишет: «Ученики спрашивают мое мнение, отстаивают свою позицию, открыто рассказывают о своих чувствах. Дети понимают, что им в первую очередь, нужно быть счастливыми. Они обнимают меня в конце каждого урока с благодарностью за то, что им не было скучно, грустно или обидно. Им было интересно, и это главная награда для меня». И я очень хочу пожелать всем нам, любимые мои учителя, чтобы ежедневно, ежегодно и многие годы спустя такие слова говорили наши и вчерашние, и сегодняшние ученики за то, что мы их воспитали такими, что нам есть с кем жить, любить и у кого учиться!
С большой любовью, уважением и благодарностью, ваша Г. Рогова.
Комментарии