Творчество всякого большого поэта глубоко и неисчерпаемо, и это уже проверено временем. В 2019 году увидела свет книга «Неизвестный Фатьянов», изданная к 100-летию поэта. Её составитель и общественный редактор Петр Якимов так пишет в предисловии: «В случае Фатьянова юбилей – это время взглянуть на автора по-новому, раскрыть неизвестные ранее читателю грани его таланта. Несмотря на то, что центральными для него, конечно же, являются лирические жанры, творчество Алексея Ивановича отличается широтой своего диапазона: это поэмы, рассказы, повести, пьесы, сценарии».
Однако Фатьянова мы узнаем прежде всего как поэта-песенника. Помнится из детства, как по радио звучала песня «Майскими короткими ночами». Тогда зримо представлялся и «хороший час заката», и залитая вечерним солнечным светом Петринская улица (мы тогда уже знали, что Фатьянов наш земляк), и тесовые новенькие ворота, пахнущие «живой смолой сосновой» — буквально живопись словом. И до сих пор картинка эта не потускнела.
Спустя много лет в памяти осталась встреча с ленинградцами, приехавшими погостить к нашим друзьям в Пенкино. Узнав, что мы из Вязников, и Фатьянов наш земляк, они удивились, считая его своим ленинградским поэтом, так как долгое время просыпались по утрам под звуки песни «Наш город». Мы тоже знали и любили эту песню с детства. В одной строфе поэту удалось передать всю трагедию замерзающего блокадного Ленинграда:
«Нам все помнится: в ночи длинные
Над Россией, над родимою страной,
Весь израненный, в снежном инее
Город высился, печальный город мой».
Это пронзительные, потрясающие строки. Зато дальше наполненные ласковым солнечным светом стихи:
«Вместе с солнышком пробуждается
Наша гордость, наша слава – город наш».
И, конечно, нельзя не удивляться простоте строк припева:
«Над Россиею –
Небо синее,
Небо синее
Над Невой.
В целом мире нет,
Нет красивее
Ленинграда моего».
Да, недаром говорят: все гениальное просто. На мой взгляд, это одна из лучших, если не самая лучшая песня о Ленинграде. Не зря Фатьянова считают своим в этом городе. Приехав впервые в Санкт-Петербург, взяв карту города, был почему-то уверен, что найду какой-нибудь топоним, названный в его честь. Джамбула нашел (помните его знаменитое: «Ленинградцы, дети мои»), Фатьянова – нет. Ничего, подумалось – мегаполис расширяется, строится, отдадут дань и нашему поэту. По-другому и быть не может.
Нигде поэзию Фатьянова не знают лучше, чем на его малой родине. Очень этому способствуют и конкурсы чтецов с номинацией «Стихи Фатьянова». Мне приходилось участвовать в таких конкурсах в Музее песни в старшей возрастной категории. Раз выбрал понравившееся мне стихотворение «Студенты»:
«Студенты! Студенты!
Ну кто не поймёт
Это, как золото, звонкое слово…».
Удивило, как поэту удалось с помощью сравнения озвучить это фонетически не звонкое слово, но ведь удалось! Стихотворение в небольшом, но емком сборнике, изданном во Владимире в 1961 году, напечатано с указанием в скобках (из поэмы «Наследник»), поэтому, когда взял в руки книгу «Неизвестный Фатьянов», теплил надежду найти там эту поэму, но напрасно, видимо, это был неосуществленный замысел поэта. Однако стихотворение «Студенты» уже без пометки в книге было напечатано, но не как прежде, а разделенное на две части астерисками (звездочками). Не знаю, насколько верно такое разделение, ведь вторая часть о всепоглощающей первой любви самым естественным образом вытекает из первой. И совсем трудно согласиться с новой редакцией 11-й строки:
«И в сбитых ботинках студенты, как денди».
Все портит множественное число, ведь прежде было:
«И в сбитых ботинках студент, словно денди».
Это намного изящней и тоньше, вряд ли Алексею Ивановичу с его абсолютным поэтическим слухом понравилась бы новая интерпретация строки.
Название книги не совсем точно отвечает ее содержанию – очень много стихотворений давно известных и любимых, но вот в них-то порой замечаешь нежелательные изменения. В том же стихотворении «Наш город» вместо «Тишина теперь, как прежде тишина» читаем: «Тишина кругом, как прежде тишина». Но ведь для поэта важно было слово «теперь», а не малоговорящее «кругом». И опять же у Фатьянова было: «Наша гордость, наша слава, город наш», а здесь напечатано: «Наша песня, наша слава, город наш!». Знака восклицания тоже не было. Слово «гордость» уже содержало в себе энергетический всплеск, а его заменили словом «песня», которое по эмоциональному накалу не подходит здесь.
На обложке книги редкая фотография Фатьянова в перехваченной ремнями шинели и зимней шапке. Взгляд серьезный, с прищуром, как будто поэт через объектив фотоаппарата смотрит на своих отдаленных потомков, напоминая, что к слову, тем более поэтическому, нужно относиться трепетно и бережно. Не всегда это у нас получается. Не желая превращаться в дотошного злопыхателя, зная прекрасно, как трудно довести книгу «до ума», выпустить её к сроку, все же не могу не указать еще на некоторые ляпы, в надежде, что они будут учтены будущими издателями. Так, стихотворение «В степи» открывается строфой:
«Зори горят не сгорая,
Солнце над степью встает,
Тихую песнь напевая,
Парень на яхту идет».
Откуда яхта в степи? Конечно, опечатка. Здесь должно быть слово «шахта», что и следует из дальнейшего текста.
Чем действительно порадовала новая книга, так это тем, что открыла неизвестные страницы творчества А.И. Фатьянова. В ней 9 поэм, проза, пьеса, сценарий фильма. Можно предположить, что в основном они написаны до войны. Под одной из них («Заречье») стоит дата — 1939 год. Какие-то поэмы остались незавершенными («Дорога», «Лирическое отступление»), ведь начавшаяся война спутала многие творческие планы, было уже не до крупных жанров, и поэт Фатьянов дал тогда то, что было необходимо бойцам на фронте – песню. Хорошо об этом сказал его собрат по перу Александр Межиров:
«Солдатам головы кружа,
Трёхрядка под накатом брёвен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен».
О наградах, украшающих грудь бойца, говорят: «Какой у него иконостас». У поэта Алексея Фатьянова свой песенный иконостас. Достаточно назвать: «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были», одну из любимейших песен Маршала Г.К. Жукова «Соловьи», конечно же, «Друзья-однополчане». Всего не перечислишь, но становится понятен вклад нашего поэта-земляка в общую победу над врагом.
Наверное, у каждого большого поэта есть в его творческом наследии стихи для детей. Фатьянов не исключение. Раздел «Поэмы» завершает совершенно изумительная «Сказка о том, как поймали карася», написанная в 1955 году. В разделе «Проза» помещен очерк «Сенокос» (из путевых заметок»), он не только о колхозном сенокосе, но больше о людях, о движении души любящего сердца.
Еще одна грань таланта Алексея Ивановича Фатьянова – драматургия. В книге напечатана его пьеса «Песня» (представление в 3-х частях). В ней 26 действующих лиц, причем кроме реальных есть и фантастические персонажи (Филин, Леший, Медведь, Феи). Драматические события переносят нас то на революционные баррикады, то к котлу для варки асфальта, возле которого греются беспризорники, то в детскую коммуну. Главные действующие лица – подростки. Пьеса озаглавлена, наверное, самым любимым словом Фатьянова, и не случайно в уста одного из основных действующих лиц, Петра Николаевича, автор вкладывает фразу: «Великое дело – песня». Она обращена к юному поэту Василию Степанову, бывшему беспризорнику. В пьесе много стихов, сочиненных автором от лица этого героя.
И, наконец, неоконченный сценарий «Мяч победителей». Вчера еще мирный город оккупирован фашистами. Команда футболистов оказалась в плену у захватчиков, им предлагают провести матч с немецкой командой, но они должны проиграть – таково условие поединка. Но, судя по настроению наших ребят, они проигрывать не собираются. Сценарий не закончен, но можно догадываться о его финале.
Несмотря на некоторые шероховатости, книга «Неизвестный Фатьянов» — замечательное издание, действительно открывшее новые грани таланта нашего знаменитого земляка. И в каких бы жанрах ни пробовал себя Фатьянов — лиро-эпической поэме, повести, драме — он везде узнаваем, как вдумчивый, глубокий автор, щедро отдающий свое душевное тепло, большое любящее сердце нам, своим читателям.
Комментарии