Создателем, вдохновителем и руководителем этого театра была Елена Вячеславовна Толстикова, человек большой доброты, таланта и, что немаловажно, высокого профессионализма в театральной сфере. В свое время она окончила Владимирское Культпросветучилище, потом заочно – Ленинградскую Ордена Трудового Красного Знамени высшую школу культуры, где с увлечением посещала курсы режиссуры знаменитого педагога Корогодского. Затем вернулась в Вязники. Она мечтала о детском театре, была готова к этому. Тогда в неё поверило руководство ЦВР в лице его директора Г. С. Варешиной и завуча Н.А. Ковалевой.
Со временем под театр были отведены сразу несколько удобных помещений второго этажа: из самого просторного получился зал, рядом была костюмерная, зал поменьше хорошо подходил для занятий актерским мастерством (здесь же была и гримерка с зеркалами), напротив – мастерская театрального художника-оформителя. Зал амфитеатром, сцена, комната звукооператора – все это было сделано руками самих ребят. Активно помогали родители студийцев: Стукаловы, Романовы, Чибуновы и другие, можно сказать, дневали и ночевали в театре, энтузиазм зашкаливал, поэтому все и получилось: вот вам ярусы кресел в зрительной зале, вот вам настоящая сцена. И сколько же замечательных спектаклей прошло на ней, сколько детских талантов раскрылось!
Елене Вячеславовне удалось собрать вокруг себя творческий коллектив единомышленников: зав. постановочной частью была Елена Васильевна Устинова, на которой было все художественное оформление спектаклей, вокруг нее всегда было много юных добровольных помощников: что-то рисовали, раскрашивали, клеили бутафорию. Человеческое обаяние её было удивительным. Музыкальной или, вернее, свето-звуковой частью заведовал вначале Юрий Алексеевич Коледачкин, потом на долгие годы его сменил Геннадий Владимирович Егурнов. И вот эта дружная команда сумела сделать главное – создать вокруг себя атмосферу доброты, любви и понимания, и кто, как не дети это сразу почувствовали. В такой атмосфере, по словам самой Е.В. Толстиковой, «дети раскрывались на раз-два».
Действительно, каждого здесь умели понять, увидеть природу его таланта, особенности детской личности. «Неталантливых детей не существует», — была убеждена Е.В. Толстикова, и в театр брали всех желающих, поэтому недостатка в юных актерах не было никогда. Каждый спектакль имел минимум два состава исполнителей. Театральные классы были всегда наполнены детьми: педагог проходила с ними азы актерского мастерства, элементы сценического действия, ставила этюды, юные актеры учились проявлять себя в предлагаемых обстоятельствах, сценической речи и много чему еще. Ну и, конечно, вдумчиво проходила работа над ролью, репетиции, и как венец всему – премьера спектакля.
По прошествии уже многих лет Елена Вячеславовна хорошо помнит не только все спектакли и перипетии, связанные с их постановкой, но и каждую удачную роль юных талантов. При этом с лица её не сходит улыбка, глаза светятся теплотой и неподдельным восторгом: «Лена Лебедева так хорошо играла Царевну Несмеяну, так «плакала», что ей холодно или жарко, и её то укрывали, то раскутывали, а она все равно плакала». Или как Рома Терехин играл Лесничего в «Золушке», а Маша Стукалова – Золушку. Леша Чибунов не только шил костюмы, но и участвовал в каждом спектакле, особенно запомнился его Магистр бальных танцев в «Хрустальном башмачке». Из числа юный артистов «первой волны» она вспоминает игру таких талантливых ребят как Оксана Арсентьева, Алексей Ильин, Оля Каткова, Валера Осокин, а из младших – Свету Шахову в роли Мышки и Юлю Морозову в главной роли (спектакль «Дюймовочка»).
«Островок» начинал с небольших сказочных постановок: «Репка», «Принцесса на горошине», «По щучьему веленью», но с каждым годом рос и креп, подрастали и его юные обитатели. И вот уже театр живет яркой творческой жизнью, а на сцене идут спектакли, вошедшие затем в его золотой фонд: «Снежная королева», «Золушка», «Часики бирюзовые», «Принц Рике». Старшее поколение «островитян» замахивалось вместе со своим режиссером и на самого А.С. Грибоедова с его бессмертной пьесой «Горе от ума», где Чацкого играл Рома Романов, Софью – Ира Стукалова, Фамусова – Леша Толстиков, Лизу – Светлана Чадаева, Молчалина – Володя Туманов. Правда, сцену увидели только первые 2 акта – все-таки спектакль «взрослый» в полном смысле этого слова.
Прежде чем ставить тот или иной спектакль, Елена Вячеславовна творчески подходила к материалу выбранной пьесы: так, в спектакле «Тайна волшебного леса» все прологи принадлежат ей. И потом в процессе работы что-то дописывалось, досочинялось, придумывалось, доводилось, как говорится, до ума. Вместе с музыкальным руководителем театра Г.В. Егурновым они писали песни к каждому спектаклю. Их накопилось столько, что Геннадий Владимирович собирался выпустить диск, но преждевременный уход его из жизни помешал этому. И тем не менее многие из этих песен остались в памяти друзей, их по-прежнему поют в среде театралов и у нас, и во Владимире, и в
Москве.
Вязниковский «Островок» регулярно принимал участие в областных смотрах-конкурсах «Театр, где играют дети» и неизменно привозил оттуда дипломы лауреатов 1 степени, а однажды устроители конкурса, чтобы особо выделить «островитян», вручили им диплом лауреатов высшей степени, своеобразный Гран-при. Но главной наградой, конечно, была любовь зрителей. «От вас, — говорили члены жюри, — исходит аура добра», и удивлялись, что в спектаклях «Островка» играет столько мальчиков (в других театрах часто мальчуковые роли исполняли девочки). И в этом отношении, как и во всех других, вязниковцы были вне конкуренции. Их просили даже сыграть спектакль повторно, поскольку все билеты на первое представление были раскуплены. Они, разумеется, соглашались, и на втором «сеансе» также был аншлаг.
Копилка наград театра постоянно пополнялась, в том числе и индивидуальными призами. На одном из фестивалей лучшей артисткой была признана восходящая звездочка «Островка» Лена Насибулина. А когда стали проводить в рамках фестиваля конкурс знатоков театра, то и тут вязниковские дети оказались лучшими, знай, как говорится, наших! Но в чем же крылась причина таких успехов? Наверное, в том, что театр был для детей вторым домом: здесь были друзья, любимые педагоги, интересные занятия, репетиции спектаклей, волнения перед премьерой и, наконец, аплодисменты зрителей. Детей «Островок» притягивал, как магнитом, и надо сказать, что он не мешал, а наоборот, способствовал школьной успеваемости. Родители со своей стороны, увидев склонность детей, нередко грозили им: уроки не выучишь, то-то и то-то не сделаешь, в театр свой не пойдешь, и это работало.
Но были у родителей и опасения, что их дети «заиграются» в театр и вступят в дальнейшем на зыбкую (по их мнению) актерскую тропу. Иной раз даже просили Елену Вячеславовну не поощрять в детях такие устремления. Да у неё и в мыслях не было такого: она, прежде всего, уважала в детях их свободный выбор. Например, на сцене «Островка» талантливо играли два товарища: Юрий Ушаков и Анатолий Шалухин, оба поехали после школы покорять Москву, но в театральный вуз не прошли. Один потом поступил во Владимирское училище культуры, знаменитый «Кулёк», другой – в не менее знаменитый Горьковский университет им. Лобачевского. Первый, Толя Шалухин, стал одним из ведущих актеров Владимирской драмы, второй, Николай Ушаков, — математиком, профессором, недавно защитил диссертацию в Палермо, о чем сообщил своему театральному педагогу. Это не удивительно, потому что кем бы кто ни стал в дальнейшем, время, проведенное в детском театре, не прошло даром.
Здесь была действительно дружная семья, живущая интересной творческой жизнью. А кроме спектаклей, которые театр давал и на город, и на область, здесь проводились и веселые капустники, и новогодние представления, и «Дни варенья». Обязательно отмечался День театра. Для выпускников устраивались бенефисы, когда покидавшие театр ребята выходили на подмостки в своих лучших ролях, театралы изготавливали по этому случаю газету в виде коллажа с их фотографиями. А походы, во время которых дети устраивали на природе театральные импровизации! И особенно памятной стала для юных театралов поездка в Московский театр «Современник» и посещение Дома-музея К.С. Станиславского.
Ну, а уж если серьезно говорить о сложной и многотрудной профессии актера, то успехов в ней добились и Роман Романов, много лет игравший на сцене областного театра драмы, и уже названный Анатолий Шалухин, и обладательница многих театральных наград, получившая недавно титул актрисы года в нашей области, Анна Лузгина (она тоже начинала в «Островке»). Нельзя не назвать Дениса Колпецова, он не стал драматическим актером – его увлекла хореография, (постановкой танцев для спектаклей «Островка» занималась Татьяна Борисовна Игнатьева), и он много лет выступал на сцене Владимирского театра «Разгуляй». Сейчас ведет студию танца в одной из московских школ. Многим зрителям юным и взрослым запомнилась Наталья Кованова, талантливо исполнявшая характерные роли в спектаклях «Островка». Она окончила театральный вуз в Ленинграде, сейчас занята в профессии, востребована и благодарит своего наставника, Елену Вячеславовну Толстикову за путевку на сцену.
О театре «Островок» можно рассказывать много, и все равно будет мало. Но главное надо сказать, что частичку ауры добра, которая действительно просто физически ощущалась в этом театре, все, кто был причастен к нему, понесли потом в себе, кем бы и где бы ни работали. О высоком же уровне театрального мастерства юных актеров говорят многочисленные награды, завоеванные коллективом в годы его расцвета. Он был, и его уже нет. Будут и другие детские театры, но такого, как театр Елены Толстиковой, не будет никогда. Пусть афиша его выцвела в окне театрального зала, но он остался в душах бывших «островитян», и это уже навсегда.
«Островок» творчества
/ КультураВ центре нашего города есть трехэтажное здание с «закругленным» углом, если так можно выразиться, оно одно такое. На первом этаже расположен магазин, а верхние два сейчас пустуют. Но когда-то и на них кипела жизнь – здесь были объединения Центра внешкольной работы (ЦВР): шахматный кружок, студия моделирования и конструирования одежды, художественная студия «Исток», образцовая вокальная студия «Лира» и ряд других, а также редакция «Школьной газеты» и Образцовый детский театр «Островок». О нём и хочется рассказать в связи с Днём театра, который ежегодно отмечается 27 марта.
Новости по теме
Архив новостейМногие вязниковцы не зря считают Детскую школу искусств имени Л.И. Ошанина буквально-таки местной филармонией. Здесь постоянно проходят замечательные концерты, мастер-классы от мэтров и творческие встречи. Одним из ярких событий ноября стал очередной приезд в наш город прославленного гитариста, лауреата множества всероссийских и международных конкурсов, обладателя премии Президента России Владислава Домогацкого. С коллективом школы он дружит давно и плодотворно.
Творчество талантливых жителей Вязниковского края востребовано далеко за его пределами. Так, в областной научной библиотеке 14 ноября прошел вечер художника, литератора, барда Юрия Лебедева из Мстёры. Встреча получила лиричное название «Струна души свободной». Юрий Анатольевич исполнял романсы, песни на стихи классиков отечественной поэзии, а также современных мастеров слова из Владимирской области. Услышали зрители и авторские произведения.
В Вязниковском районе 23 октября прошёл нетривиальный семинар в формате экспедиции. Работники культуры отправились в посёлок Мстёра. Главная тема – популяризация всего многообразия народных художественных промыслов, которыми славится наш край.
В этот день коллеги побывали и в Мстёрском художественном музее, и в местном Доме культуры, и в Молодёжном центре. Каждый визит имел свой колорит.
Комментарии